Календарь




Православный календарь

Поиск на сайте

Наши группы в социальных сетях


   

О церковной свече

Свет в храме – это образ Небесного, Божественного Света. В особенности он знаменует собою Иисуса Христа, как Свет от Света, который просвещает всякого человека, и символизирует ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в храме и всему миру.

Церковные светильники бывают разные.

1Паникадило (многосвечник) – большой светильник с множеством свечей (или лампочек), свисающий из купола в центральной части храма, символизирует небесную церковь как собрание людей, освященных благодатью Святого Духа, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих неразлучно в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Небесная церковь освещает своим светом земную, прогоняет от нее мрак. Зажигается паникадило в самые торжественные моменты богослужения, означая полноту Божественного Света открытого Небесного Царства и сияние ликов святых.

На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами, они символизируют вечный союз человека и Бога и является символом горячей молитвы Господу. Кроме того, огонь горящих лампад и свечей напоминает верующим о том, что молиться надо пламенным духом.

2Свечи, которые верующие покупают в храме, имеют глубокое духовное значение. Прежде всего, это знак добровольной жертвы Богу,  то есть то, что человек отдает от своего материального состояния, не получая взамен материальный эквивалент отданному. Чистый воск, из которого сделана свеча, символизируют чистоту людей, мягкость и податливость воска – выражение готовности человека послушанию Богу, а горение свечи – свидетельство веры, причастности человека к Божественному Свету, и, конечно, – это выражение пламени любви человека к Богу, как символ горячей молитвы, устремляющейся к Богу подобно пламени свечи.

Горящая свеча – это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь, благоволение, к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.

Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу. Лишь поставленная с чистым сердцем свечка перед образом, зажженная дома лампадка будут угодны Ему и святым Его. Дорогая и толстая свеча вовсе не благодатнее маленькой, поскольку свечи и лампады сами по себе, без веры и усердия, ничего не значат. Все Ваши молитвы, все Ваши жертвы Богу будут отвергнуты Им, если Вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь или находитесь во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».3

Возжигание свечей в храме – это особое действо, тесно связанное с песнопением и священнодействиями богослужений.

В богослужения будничные, когда почти во всех молитвах выражается одно: покаяние, сокрушение и скорбь о грехах, – и освещение бывает очень небольшое.

В дни праздничные – как, например, в воскресные дни, когда вспоминается победа Спасителя над смертью и дьяволом, или, например, когда прославляются особенно угодившие Богу люди, – церковь выражает свое торжество большим светом. Тут уже возжигаются паникадила. В величайший из христианских праздников – в Светлое Христово Воскресение – не только освещается весь храм, но и все православные стоят с зажженными свечами.

4Итак, чем радостнее и торжественнее совершается в храме богослужение, тем больше бывает света. Церковный Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать свечей более, а при менее торжественных или же печальных, постных – менее.

Во время чтения шестопсалмия свечи в храме гасятся. Это делается для того, чтобы псалмы, выражающие сознание своего греховного состояния, изображающие множество врагов, ищущих погубить душу и тело, слушались с вниманием и страхом, и, как писали святые отцы, чтобы каждый, стоя в темноте, мог вздохнуть и прослезиться. Темнота во время чтения шестопсалмия особенно способствует сосредоточенности и обращению внутрь своей души.

На литургии, как на самом торжественном богослужении, во все дни года (то есть будничные и праздничные) зажигается больше свечей, чем на других службах.

Первую свечу возжигают на том месте, где начинается богослужение, на жертвеннике. Затем возжигают свечи на престоле. «Горящие свечи на престоле изображают несозданный троический Свет, ибо Господь живет в свете неприступном (1 Тим. 6,16), и огнь Божества, попаляющий нечестие и грехи наши» (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Эти свечи возжигает диакон или сам священник. После этого горящие свечи устанавливаются пред иконами Спасителя, Божией Матери, храмовой и святых. 5

При начале же чтения Святого Евангелия свечи, как и в древние времена, возжигаются во всем храме, в изображение того, что Свет Христов просвещает всю землю.

Возжигание свечей в храме – это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя и нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому. Если хотите поставить свечку, приходите до начала службы. Если в храме много людей и трудно пройти туда, где бы Вы хотели поставить свечу, можно просто передать ее впереди стоящим, и сказать, куда ее следует поставить.

6Если кто опоздал на службу, пусть дождется окончания богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.

Нужно помнить и о том, что ставить свечу на подсвечник перед святыней надо не формально, не с холодным сердцем, а с молитвой – пусть даже самой простой, изложенной обычными словами.

Не существует обязательных правил, куда и сколько свечей должны ставить верующие. Однако по сложившейся традиции в первую очередь ставится свеча к праздничной иконе на аналое посреди церкви (к Празднику) или чтимой храмовой иконе, затем к мощам святого, если таковые имеются, своему святому (имя которого носишь), а уже потом за здравие или за упокой. За умерших свечи ставят на канун (стол прямоугольной формы в левой части храма) у распятия, мысленно произнося: «Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное».

О здравии или в какой-либо нужде обычно свечи ставят Спасителю, Божией Матери, святому великомученику и целителю Пантелеимону, а также тем святым, кому Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в различных нуждах, а о находящихся в дороге – перед образом святителя Николая Чудотворца.

Вы зажигаете свечу от других свечей или лампады на подсвечнике, ставите ее на свободное место (для устойчивости свечи обычно перед этим в пламени другой свечки опаляют ее нижнюю часть, чтобы расплавленный воск прочнее удерживал Вашу свечу в месте ее поставления).

Если все места на подсвечнике заняты, можно просто положить свечку на подсвечник или рядом – церковнослужители, занимающиеся этим (а такие есть в каждом храме), сами со временем поставят Вашу свечку на освободившееся место.

Поставив свечку перед избранным угодником Божиим, необходимо мысленно произнести: «Святый угодниче Божий (имя), моли Бога обо мне, грешном (или имя, за кого просишь)». Затем надо подойти и, перекрестившись и поклонившись, приложиться к иконе – поцеловать ее (если позволяет обстановка и этим Вы не помешаете другим молящимся).7

Надо помнить: чтобы молитвы дошли, молиться святым угодникам Божиим надо с верой в силу их ходатайства пред Богом и со словами, идущими от сердца.

Если вы ставите свечу к образу всех святых, обратите ум свой ко всему сонму святых и всему воинству небесному и молитесь так: «Вси святии, молите Бога о нас».

Приносить в храм свечи, купленные в церковных лавках, можно, так как они, как и в храме, продаются освященными. Уносить же несгоревшие свечи из церкви можно только по благославлению священника.