Календарь




Православный календарь

Поиск на сайте

Наши группы в социальных сетях


   

Поведение в храме

01

 

Храм – место особенного присутствия Бога на земле, поэтому главное при входе в храм – благоговейное отношение ко всему, что в нем находится и происходит. Это особый мир, и очень важно научиться ориентироваться в нем, поскольку в храме существуют свои обычаи, традиции и правила.
Если Вы собираетесь посетить храм, то приготовьтесь к этому заранее. Прежде всего, нужно помнить, что, собираясь в храм, необходимо выбирать опрятную, неброскую, чистую одежду. Для женщин обязательна юбка, однако, это должна быть не коротенькая обтягивающая мини-юбка, а пристойная длинная (ниже колен). Женщинам нельзя появляться в храме в брюках, обтягивающей, подчеркивающей фигуру одежде, а также юбках с высокими разрезами, блузках и платьях, открывающими грудь, руки и плечи. Даже в жаркое время года, как женщинам, так и мужчинам, недопустимо появляться в храме в одежде с коротким рукавом, тем более в майках без рукавов, шортах или спортивных костюмах.
Не желательно брать с собой в храм сумки и пакеты (особенно шуршащие), однако, если возникла такая ситуация, что некуда деть сумки, то можно войти с ними, но поставить (повесить) их в стороне, так, чтобы они не мешали ни Вам, ни окружающим людям. Также следует отключать в храме мобильные телефоны. Фото- и видеосъемка в храме возможна только с разрешения настоятеля храма.
В период критических дней женщина может посещать храм, однако, должна оставаться в притворе – особом помещении между входной дверью и центральной частью храма. Можно молиться, но запрещено прикладываться к святыням и принимать участие в Таинствах, особенно в причастии. Это же касается любого человека, в том числе и священнослужителя, если у него имеется кровоточащая рана, поскольку при причастии человек вкушает Тело и Кровь Христа, то здесь не должно быть крови человеческой.02

Прежде, чем войти в храм, мужчинам надлежит снять головной убор, женщина же, наоборот, не должна входить в храм с непокрытой головой. Не желательно пользоваться косметикой, особенно перед причастием. Если таковое по тем или иным причинам невозможно, то следует выбрать неяркий макияж и при входе в храм стереть губную помаду, чтобы не испачкать святыни, к которым прикладываются. По древнему обычаю мужчины должны стоять в правой части храма, женщины – в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам. Не следует здороваться со знакомыми за руку – приветствуйте их молчаливым поклоном и не вступайте в длительные дискуссии с обсуждением сплетен и новостей. Разговоры в храме следует ограничить до предела.
Приходить к службе нужно заранее, за 15-20 минут, чтобы успеть поставить свечи, приложиться к святыням храма и подать записки «о здравии» и «об усопших». Если прийти на службу заранее не получилось, и Вы вошли в храм, когда служба уже началась, то недопустимо протискиваться между прихожанами, громко разговаривать, одолевать молящихся просьбами передать свечку, тем самым мешая молитвам окружающих. Цель прихода в храм – обращение к Богу и Его Святым Угодникам, а не формальное расставление свечей «для галочки».
Входить в храм нужно с духовной радостью, смирением и кротостью. При входе в храм следует трижды перекреститься и поклониться, молясь:
«Боже, милостив буди мне грешному» (Поклон).
«Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя» (Поклон).
«Создавый мя Господи, прости мя» (Поклон).
Креститься следует без перчаток, с поясными поклонами, особенно если день воскресный или праздничный. Во время поста следует, встав на колени, коснуться лбом пола. Это правило не распространяется на прихожан, которые в силу своей немощи не в состоянии этого сделать.

03
Крестное знамение совершается правой рукой. Большой, указательный и средний пальцы складываются вместе – они выражают веру в Бога Отца, Сына и Святаго Духа, как единую нераздельную Троицу, а безымянный палец и мизинец пригибаются к ладони – они означают две природы Иисуса Христа – Божию и человеческую. Осенять себя крестным знамением следует не суетно, сначала возложить пальцы на лоб, затем на живот, правое плечо, потом – левое, и произносить: Во имя Отца – лоб, и Сына – грудь, и Святаго – правое плечо, Духа – левое плечо, Аминь («да будет так») – опустить руку и совершить поклон.

04
В первую очередь в храме надо подойти к иконе, которая лежит на аналое перед Царскими вратами, перекреститься с поклонами дважды, приложиться к иконе – поцеловать либо ноги образа, либо руки (у поясной иконы), либо волосы (у Спаса Нерукотворного), перекреститься и поклониться в третий раз.
Затем, поклонившись направо и налево пришедшим ранее и приложиться к другим иконам и святыням храма, поставить свечи и подать записки «о здравии» и «об упокоении».
Следует помнить, что служба – это время молитвы и самоуглубления, поэтому не следует бесцельно расхаживать по храму, а следует внимательно слушать псалмы и молитвы, читаемые в храме, но не говорить про себя иных, не читать их по книжкам отдельно от церковного пения, так как таких осуждает Апостол Павел, как удаляющихся от церковного собрания. Подпевать хору можно только очень тихо, при общенародном пении не допускается «бесчинных воплей», но нельзя в личную молитву включать слова священника, так как при рукоположении священнослужителям дается особое дерзновение к Богу, которого не имеют миряне, поэтому ради собственного духовного здоровья не стоит нарушать данный запрет.
05Хорошо, если в храме есть место, где Вы привыкли стоять. Проходить к нему следует тихо и скромно, а проходя мимо Царских врат, остановиться и благоговейно перекрестившись, поклониться. Если же такого места пока нет, не мешая другим, займите свободное место так, чтобы было слышно пение и чтение, нельзя держать руки в карманах и за спиной, жевать резинку, стоять спиной к алтарю, курить нельзя даже во дворе храма. Нельзя входить в храм с животными и птицами. Также нельзя подниматься на солею – возвышение перед иконостасом, и пересекать пространство между открытыми Царскими вратами и праздником – иконой в центре храма.
Присутствовать на службе следует от самого начала до конца. Сидеть во время службы разрешается только по причине болезни или сильного утомления. Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу. Уходить из храма можно лишь в случае крайней необходимости. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах».
Однако есть определенные моменты службы – это касается, прежде всего, Литургии, которые требуют особого сосредоточения, молитвенного сокрушения и трепета. Категорически возбраняется ходить, разговаривать и покидать храм во время выноса и чтения Евангелия, пения «Херувимской песни», «Милость мира» до возгласа священника «В первых помяни…», шестопсалмия и Евхаристического канона на Литургии (от «Символа веры» до «Отче наш»), при выносе Святой Чаши (Потира). Во время этих моментов службы следует обязательно встать.
В храме необходимо молиться, а не только присутствовать, думая в это время о мирских делах, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от сердца, нужно внимательно следить за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь.
Завершением Литургии является выход священника с крестом. Такой момент службы называется отпустом. Во время отпуста верующие подходят к кресту, целуют его и руку священника, держащую крест. Отойдя, нужно поклониться священнику.

07

Особое значение для верующих имеет благословение священника. Осеняя верующего крестом, Епископ или священник слагает свою руку так, чтобы пальцы изображали начальные буквы имени Иисуса Христа. «Не человек благословляет, – говорит Святитель Иоанн Златоуст, – а Бог его рукою». Для благословения нужно сложить руки крестом – правая на левую, произнеся: «Благословите, батюшка» (или «Благословите, Владыко», если благословляет Епископ). Получив благословение, нужно поцеловать руку священника, как руку самого Христа.
Если в день большого праздника служитель храма погасит Вашу свечу, чтобы поставить свечу другого, не следует возмущаться, поскольку жертва уже принята всевидящим всезнающим Господом.

08
Детей нужно приучать с раннего детства вести себя в храме тихо, не следует принуждать маленьких детей отстаивать всю службу – плачущий ребенок не даст ни Вам, ни окружающим молиться. Поэтому если ребенка невозможно успокоить, лучше с ним выйти. К тому же от такого безрадостного посещения храма у детей может развиться негативное отношение к церкви.
При выходе из храма необходимо перекреститься и поклониться, повернувшись лицом к церкви.
Важно помнить, что церковь свята потому, что ее наполняет Святой Дух, а не потому, что в храмах работают святые люди, поэтому следует с терпением относиться к немощам других прихожан и работников храма. Сделать замечание ближнему, который нарушил правила поведения в храме, нужно негромко и деликатно. Если Вы чувствуете, что сделать замечание ближнему без раздражения Вы не сможете, лучше вообще воздержаться от замечаний, но про себя помолиться о вразумлении ближнего, если, конечно, не имеет месть наглое, хулиганское действие.И напоследок, наверное, самый главный совет: во время службы делайте то, что делают остальные. Если верующие осеняют себя крестным знамением – креститесь вместе с ними, кланяются – кланяйтесь тоже. Каждый поклон или крестное знамение совершаются в ответ на какие-нибудь слова или действия священнослужителей.

09

И уж поверьте, большинство присутствующих в храме не знают, почему они крестятся и кланяются именно в этот момент, а не в другой. Но за каждым действием стоит глубокая традиция, которая складывалась веками. И не стоит нарушать ее, стремясь показать свою независимость от правил, ведь мы ходим в храм для молитвы и общения с Богом, но это не принесет нам истины и пользы, если мы будем входить в храм без смирения.

Если у Вас возникли какие-либо вопросы, когда Вы пришли в храм, то Вы можете обратиться к священнику сразу после совершения богослужения или во время совершения Таинства Исповеди. При обращении к священнослужителю, следует называть его по имени с добавлением обращения «отец» (например, отец Вадим) или просто «батюшка».