Календарь



Поиск на сайте

Наши группы в социальных сетях


      

Последование чина оглашения

ПОСЛЕДОВАНИЕ ЧИНА ОГЛАШЕНИЯ

МОЛИТВА ВО ЕЖЕ СОТВОРИТИ ОГЛАШЕННАГО

В ранней христианской Церкви взрослого человека, пожелавшего принять Крещение, приводили к местному епископу его будущие восприемники (поручители). Это были члены христианской общины, которые свидетельствовали о серьезности намерений его и искренности обращения. Получив такие заверения, епископ вносил его имя в списки катехуменов (оглашенных). После наставления в вере оглашенный в знак покорности и смирения развязывал пояс, совлекал верхние одежды, отрешаясь от мирской гордости и тщеславия, и босыми ногами становился на разостланную власяницу. Опущенные вниз руки знаменуют избавление от рабства отцу лжи. Взор, устремленный на восток, означает ожидание отверстых дверей рая, откуда были изгнаны после грехопадения Адам и Ева, ибо «насадил Господь рай в Едеме на востоке…» (Быт. 2, 8). Иерей трижды дует крестообразно на лицо оглашаемого, напоминая этим, что «создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7).

Человек приходит ко Христу, чтобы спастись, и первое священнодействие крещального обряда — это возложение руки, жест защиты и благословения. Рука священнослужителя — рука Самого Господа Иисуса Христа — защищает, дает прибежище, «возмет под крыло», ибо в будущем этому человеку предстоит смертельная схватка с силами тьмы.

Взрослому человеку при Крещении необходимо предварительно испытать свою веру и серьезность принятого им решения. Следует себе уяснить, не из суеверных ли соображений решил он прибегнуть к святому таинству Крещения и понимает ли он смысл его. Если человек тянется к Богу, но не имеет достаточного представления о вере или имеет превратные, ложные, еретические представления о христианстве, Церкви и ее таинствах, то ему необходимо встретиться с приходским священником, который кратко преподаст этому человеку основные истины Православия. Лучше отложить совершение Крещения на некоторый срок, чтобы изучить и сознательно произносить (лучше наизусть) Символ веры, молитву Господню и «Богородице Дево, радуйся…» Надо уметь правильно слагать персты и осенять себя крестным знамением. Нужно приобрести необходимые каждому христианину экземпляры Православного молитвослова, Псалтири, Нового Завета, изданные Московской Патриархией. В крайнем случае можно записать текст Символа веры и основных молитв. Взрослый сознательный человек может приготовить себя к принятию таинства Крещения добровольным постом с полным отказом от вредных привычек. Чтобы иметь возможность в день Крещения причаститься Святых Тайн, ему нужно прийти в храм натощак.

ТРИ ЗАПРЕЩЕНИЯ НА НЕЧИСТЫХ ДУХОВ

Чинопоследование оглашения включает в себя обряд запрещения и изгнания нечистых духов (экзорцизм), следующий непосредственно за первой молитвой. У Церкви всегда был опыт, подтверждающий наличие активных демонических сил, по которому зло — это не только отсутствие добра, а и присутствие вполне реального носителя зла — злой личности — демона, хотя его присутствие может быть не всегда ясным и осознаваемым.

Церковь повествует нам о восстании против Бога в сотворенном Им духовном мире части ангелов, обуянных гордыней. И источник зла заключался не в их неведении и несовершенстве, а напротив, в тех знаниях и совершенстве, которые привели их к искушению гордыней и отпадению. Сатана принадлежал к самым первым и лучшим созданиям Бога. Он был достаточно совершенен, мудр и силен, чтобы знать Господа и не подчиниться Ему, восстать против Него, пожелать «свободы» от Него. Но поскольку такая «свобода» (т. е. произвол) невозможна в Царстве Божественной Гармонии, которое существует лишь при добровольном согласии с Волей Бога, сатана и ангелы его изгоняются Богом из этого Царства.

Вот почему в крещальном обряде прежде всего совершается запрещение «сатаны и всех ангелов его». Святой Кирилл Иерусалимский в огласительном поучении говорит: «Содержание сих запрещений следующее: первое — отрезает и гонит диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и таинствами; изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным Именем. Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере».

ОТРЕЧЕНИЕ ОТ САТАНЫ

Взрослый крещаемый слагает с себя все, что скрывало от него ранее его рабство своим страстям, что делало его лишь по видимости свободным человеком. Теперь он знает, что был пленником — «а пленники ходят раздетыми и разутыми» (св. Иоанн Златоуст). «Он знает, от какого зла он избавлен и к какому добру он спешит…» (он же), «…обращает его священник на запад… как бы ко тьме, происходящей от запада, в которой пребывает диавол» (св. Симеон Солунский). Крещаемый не боится стать с ним лицом к лицу, ибо изгнание нечистых духов сделало его свободным для того, чтобы он мог прежде всего отречься от сатаны. Это обращение на запад — первое свободное действие человека, избавленного от рабства сатане.

Его воздетые руки показывают, что он подчиняется Христу, хочет быть Его слугой.

И священник глаголет (трижды):

«Отрицавши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его?»

И отвещает оглашенный, или восприемник его, и глаголет (трижды):

«Отрицаюся».

Вопрошает священник крещаемого (трижды):

«Отреклся ли еси сатаны?»

И отвещает оглашенный, или восприемник его (трижды):

«Отрекахся».

Таже глаголет священник:

«И дуни, и плюни на него».

«Отречься от сатаны» — это значит отвергнуть свои прежние греховные привычки, отказаться от греховного образа жизни, сотканного из гордыни и самоутверждения, отнявших человека и его жизнь у Бога. Господь наш Иисус Христос создал Церковь Свою на земле, чтобы духовно защищать каждую вверенную Ему душу от козней лукавого и коварного врага. Именно для того и освящает Он ее благодатию таинства Крещения.

ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРНОСТИ ХРИСТУ

Отвратив лицо свое от мрака, крещаемый вновь обращается к востоку, ко Христу — Свету мира. «Обратись к востоку, опусти руки, поклонись», — с такими словами обращался епископ ко крещаемому в древнем обряде Константинопольской Церкви.

Затем крещаемый или его восприемник исповедует верность Христу.

И глаголет ему священник:

«Сочетаваеши ли ся Христу?»

И отвещает оглашенный, или восприемник, глаголя:

«Сочетаваюся».

Трижды задается этот вопрос и трижды звучит утвердительный ответ.

Это — исповедание личной верности Христу при вступлении в ряды Его воинов, потому и звучит эта клятва подобно воинской присяге.

Таже паки глаголет ему священник:

«Сочетался ли еси Христу?»

И отвещает:

«Сочетахся».

И паки глаголет:

«И веруешь ли Ему?»

И глаголет:

«Верую Ему, яко Царю и Богу».

Это решение и клятва принимаются раз и навсегда, они не подлежат пересмотру или переоценке, в зависимости от каких-либо обстоятельств, ибо, по словам Господа нашего Иисуса Христа, «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк, 9, 62).

Это решение христиане и называют верой. Прежде всего — это доверие, безусловное подчинение, полная отдача себя воле Того, за Кем должно следовать, что бы ни случилось и как бы трудно ни было нести Его бремя. «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко», — заповедал нам Спаситель (Мф. 11, 30).

Крещаемый исповедует свою веру о Христа как Царя и Бога. Эти наименования значат не одно и то же. Веровать во Христа как в Бога недостаточно, ибо и «бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2, 19). Принять его как Царя и Господа означает посвятить всю жизнь служению Ему, жить в соответствии с Его заповедями.

ИСПОВЕДАНИЕ СИМВОЛА ВЕРЫ

Крещаемый или его восприемник читает Никео-Цареградский Символ веры, принятый на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и дополненный на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.), который служит общим выражением веры Православной Церкви.

Истина, хранящаяся Церковью, становится верой, и на Божественной литургии, когда все собрание поет Символ веры, каждый произносит «Верую», а не «Веруем». Церковь — это тело, духовный организм, состоящий из отдельных личностей с их индивидуальной верой и духовным опытом. Каждому дана вера во всей ее полноте, и каждый лично исповедует ее своей жизнью. В этой общей и неизменной вере все должно быть принято лично, все должно войти в личный духовный опыт каждого; только тогда вера станет силой, преобразующей жизнь христианина.

И егда исполнит Святый Символ и глаголет паки к нему:

«Сочетался ли еси Христу?»

И отвещает:

«Сочетахся».

И паки глаголет:

«И веруеши ли Ему?»

И глаголет:

«Верую Ему, яко Царю и Богу».

Символ веры читается во второй раз после чего следуют те же вопросы и ответы.

По прочтении Символа веры в третий раз священник задает вопрос о сочетании Христу трижды, и после третьего ответа крещаемого «Сочетахся» говорит:

«И поклонися Ему».

И покланяется, глаголя:

«Покланяюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельней».

Взрослый крещаемый должен совершить земной поклон.

Наша преданность Христу выражается поклонением Святой Троице. Поклонение — древний и универсальный символ благоговения, любви и послушания. Для человека верующего церковное поклонение Богу — это необходимое условие победы над человеческой гордыней и утверждение подлинной свободы и достоинства. Вочеловечившийся Христос обладал истинной свободой, ибо Он был послушен Отцу до смерти крестной и следовал воле Пославшего Его. Стать членом Церкви значит принять послушание Христу и обрести в нем истинную духовную свободу. Поклоняясь Троице Единосущной и Нераздельной, Святой и Животворящей, человек приобщается Божественному откровению, бесценному дару и радости всех радостей.

По совершении чина оглашения приступающий к Крещению готов принять это великое таинство: смерть и воскресение по образу смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа Сына Божия. «Благословен Бог, всем человеком хотяй спастися, и в познание истины прийти, ныне и присно, и во веки веков. Аминь», — возглашает священник и читает молитву, завершающую чин приготовления: «Владыко Господи Боже наш, призови раба Твоего (имярек) ко святому Твоему просвещению и сподоби его великия сия благодати, Святаго Твоего Крещения…»