Календарь



Поиск на сайте

Наши группы в социальных сетях


      

Блины — традиция, а не догма

Пятница Фев 27, 2015

масленица грачи

Масленица – русский праздник, унаследованный от древних язычников-солнцепоклонников и перемолотый христианами в повод для единственно оправданного поклонения единственному Солнцу правды, Христу.

Предваряет масленичная (или, как правильнее по-церковному, сырная) неделя семь недель Великого поста. Когда-то наш Господь уходил на 40 дней в безлюдную пустыню перед тем, как явить себя людям. Ныне и мы, по слову Христову (Евангелие от Матфея, глава 9 стих 15), коли уж называем себя его учениками, постом призваны уйти вглубь своего сердца, преодолев притяжение суетного мира, страсти и ложные ценности которого постоянно отвлекают нас на путаные дорожки от главного пути, ведущего к Богу.

В сегодняшнем, бывшем православном, а ныне и не знаю каком, обществе многие смыслы либо утеряны, либо в угоду своим прихотям пренебрегаются. Мы празднуем Масленицу, объедаемся блинами, совсем не думая на следующей неделе поститься. Но на Пасху, так и не постившись, разговеемся обязательно…

Без особого христианского наполнения год за годом спокойно себе празднуются Масленицы и широкой общественностью – превратив подготовительную к православному посту неделю в проводины зимы. Но я вижу, где это, во всяком случае, логично: в школах. Школа у нас секулярная, мультикультурная, в одном классе учатся детки христиан различных деноминаций, атеистов, мусульман, буддистов и так далее. Незачем в этом случае нарочито создавать из Масленицы повод для родительских раздоров и напряжения. Впрочем, о том, что празднования этой недели имеют всё же отношение к христианству, напоминает присутствие на мероприятиях православного батюшки. Священник учит детей слушаться родителей, творить добро окружающим и Бога любить – мудрые советы и никакой конфессиональной пропаганды.

Настоятель казанского храма Святителя Николая Чудотворца иерей Вадим Овчинников на сырной седмице побывал на масленичных мероприятиях в Казанской начальной и в Грачёвской школах. Казанские педагоги к делу подошли просто и оригинально, устроив для ребят молодецкие забавы в спортзале, после которых дети разошлись на чаепития по классным кабинетам.

В Грачах руководством школы было организовано общешкольное, широкое веселье со всеми атрибутами – песнями и плясками, детскими конкурсами, ряжеными «Масленицей» и «Бабкой-Ёжкой», чьи роли артистично исполнили ученицы седьмого класса. После праздничного действа в актовом зале хозяева и гости праздника спустились на первый этаж, где во весь коридор к этому времени уже красовался царский, блинный и конфетный, пирожковый и самоварный, истинно масленичный стол. Всей школой, как одной большой семьёй, ребята и учителя почаёвничали, отведали самолепных угощений и… отправились на школьный двор сжигать чучело Масленицы.

Православный священник, конечно же, в этом действе участия не принимал, поэтому вынуждена разочаровать читателя — репортажа об аутодафе несчастного чучела здесь не будет. Это чуждая православной культуре старая языческая традиция принесения жертвы божкам плодородия.

Лучше я приведу отрывок из православного журнала «Фома» о Масленице, в котором автор объясняет, почему православная Церковь лояльно относится к традициям древнего языческого праздника.

«Масленица – исконно языческий праздник. Церковная традиция не считает его «своим», и в православном календаре нет позиции с таким названием. Зато там есть Сырная седмица и неделя (воскресенье) Сыропустная. Почему Церковь все-таки освятила языческий праздник и наполнила его новыми идеями? Ответ очень прост – христианство, пожалуй, самая толерантная религия на Земле. Христианство – религия преображения, которая все, что с ней соприкасается, не нивелирует, а очищает от греховной грязи и переосмысливает в ключе Евангелия. Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего сакрального значения и превратилась в простую неделю отдыха и веселья.

Православие не стало полностью уничтожать Масленицу как светский народный праздник, в котором присутствовали и вполне положительные смыслы. Это и уважение к природе, и почитание предков, и любовь к прошлому.

Масленица – праздник радостный, и если он будет проведён в духе любви и добра, то нет ничего плохого, когда человек веселится на снежной горке, катке, в гостях или дома. Очень важно, чтобы праздник объединял, а не разъединял. Чтобы он был сопряжен и с посещением страждущих, и с дарением тепла тем, кто его недополучает.
А извратить можно всё, что угодно… И если человек знает, что там, куда он идет, будет возлияние, объедуха (кстати, это одно из народных названий Масленицы) и прочие непотребства, то, конечно, соучаствовать в них однозначно грешно».

Екатерина Терлеева
Фото автора


Поделиться статьёй в социальных сетях и блогах

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.