Календарь



Поиск на сайте

Наши группы в социальных сетях


      

Воскресенье Ноя 13, 2016

По следам паломничества, посвящённого  дню перенесения мощей митрополита Тобольского Иоанна. 16.10.2016г.

Святые мощи угодников Божьих с самого основания Церкви Христовой являются бесценным даром нам, простым людям  для укрепления в вере, для того чтобы и наша жизнь стала светильником перед Богом и окружающими нас людьми. С первых времен христианства святые останки угодников Божиих христиане ставили выше и драгоценнее всех земных благ и сокровищ. Церковь Смирнская в Окружном послании о мученичестве святого Поликарпа свидетельствует, что кости его «драгоценнее дорогих камней и благороднее золота» (18:2)

Святой  Иоанн Златоуст говорит: «…как императорская корона, украшенная со всех сторон драгоценными каменьями, издает разнообразный блеск, так и тела святых мучеников, испещренные как бы драгоценными камнями, язвами, подъятыми за Господа, драгоценнее и досточтимее всякой императорской короны».

Он же: «Бог для того и даровал нам останки святых, дабы руководить нас к подобной ревности, дать нам надежное прибежище и защиту противу зол, отовсюду нас окружающих».

102 года назад, на следующий день после вступления России в Первую мировую войну (28.07.1914),  Сибирь обрела мощи будущего своего Небесного покровителя митрополита Иоанна Тобольского (29.07.1914). На митрополичью кафедру в Тобольск Черниговского архиепископа  Иоанна (Максимовича) направил сам  император Великой России Пётр I.

Иоанн Максимович был его соратником, активно проявившем себя в 1708 году во время попытки гетмана Мазепы перейти на сторону шведского короля Карла XII. Своими проповедями Иоанн сумел объяснить пастве почему Малорооссия должна остаться  в составе России. И вот через три года  митрополит Иоанн едет на лошадях из Чернигова в неизвестную Тюмень, а оттуда по Иртышу на  открытом дощанике плывёт в ещё более таинственный  Тобольск.

 

img35

Дощаник

(Доща́ник  — плоскодонное несамоходное деревянное речное судно небольшого размера с палубой (или полупалубой) и одной мачтой, использовавшееся, главным образом для транспортных целей, на большинстве рек России.)

Далёкая холодная Сибирь стала местом служения до конца его жизни. Через четыре года святительского подвига, 10 (23) июня 1715 года, он  тихо умер  — в  коленопреклонённой молитве перед Ильинской Черниговской иконой Божией Матери.

Ильинская Черниговская икона Божией Матери. 1658 г. Иконописец монах Геннадий (Дубенский)

Ильинская Черниговская икона Божией Матери. 1658 г.
Иконописец монах Геннадий (Дубенский)

Митрополит Иоанн был погребён с отпеванием по монашескому чину в деревянном тогда ещё  приделе Софийского собора в честь  преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Прошло 199лет, приближалось 200-летие со дня смерти святителя. Действующий на то время в Тобольске епископ Варнава (Накропин) стал готовить документы для канонизации святого. 16(29) октября 1914 года он поднял из склепа его останки, сменил на них облачение и переложил в специально приготовленную раку. В процессе переноса комиссия освидетельствовала останки, и было заявлено об их нетлении: «Господь прославил Своего угодника нетлением и благоуханием костей, подобно большинству открыто почивающих святителей Российской Церкви и преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского и других». Прославление митрополита Иоанна состоялось в 1916г. На следующий год в России началась революции, а  уже в 1919 году Тобольск был занят отрядами Красной Армии.  Перед вступлением войск в город мощи святителя поместили в подвал Покровского собора, откуда их всё же  подняли в 1920 году. 10 октября 1922 года по распоряжению Тюменского губисполкома мощи святителя Иоанна были вскрыты. Вскрытие проходило на паперти Покровского собора, был устроен антирелигиозный митинг. После всенародного позорища, святые мощи были помещены в отдел антирелигиозной пропаганды краеведческого музея, открытого в архиерейском доме.

И только в июне 1946г. посетивший Тобольск архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов),  вновь осмотрел мощи  митрополита Тобольского. В июле того же года он обратился к патриарху Алексию I за поддержкой в вопросе возвращения мощей церкви. Святейший патриарх сочувственно отнёсся к этому ходатайству, и дело было передано в Совет по делам РПЦ, появилась надежда на то, что ходатайство разрешится благополучно. На владыку Варфоломея поклонение мощам святителя Иоанна произвело глубокое впечатление и он, помолившись Богу, составил службу митрополиту Иоанну Тобольскому, которую, патриарх благословил совершать во всех Сибирских епархиях. Служба была напечатана в середине 1947 г. в количестве 200 экземпляров при содействии уполномоченного по Новосибирской области П.Созонёнка и разослана по приходам Новосибирской и Барнаульской епархии.  Поднимавшийся в 1946 г. вопрос о передаче мощей из Тобольского музея в собор несколько затих. Однако в Тюменских церквях за службой и в день кончины, продолжает поминаться имя «святителя Иоанна Митрополита Тобольского», духовенство не теряло надежду на передачу мощей в собор.

И опять архиепископ Варфоломей 2 марта 1947 года направляет ходатайство в Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР, которое было удовлетворено и 14 июня того же года мощи святителя были возвращены в Покровский собор. Сопровождали  возвращение мощей вот эти интересные документы: телеграмма владыки и  особенно ответ –пошаговая инструкция по передаче мощей из музея в Покровский собор.

Телеграмма: «В июне собираюсь поехать в Тобольск. Обитатели этого города давно ожидают перенесения останков Митрополита Иоанна из музея в Тобольский собор. Усердно прошу Вас исполнить это благочестивое желание жителей Тобольска и просить у Правительства разрешения совершить это перенесение. Святейший Патриарх, как Вам известно, глубоко сочувствует этому святому делу. С великой радостью я бы в эту поездку в Тобольск совершил это великое и радостное для дальнего севера торжество. Архиепископ Варфоломей».

На данную телеграмму 9 июня был получен ответ от Председателя Совета: «Ваша просьба по Тобольскому Совету удовлетворена, о чем дано указание уполномоченному Тюмени Тихомирову. Карпов».  А к уполномоченному в Тюмень из Совета направляется письмо.

«Тюменский Облисполком

Уполномоченному Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР

тов. Тихомирову.

гор. Тюмень

21.06.1947 г.

В дополнение к телеграмме Совета, направляется Вам выписка из протокола №11 заседания Совета от 18.06.47г. по вопросу о передаче «мощей» Иоанна Тобольского в собор г. Тобольска.

В связи с этим Совет считает необходимым сообщить Вам следующие инструктивные указания по этому вопросу:

  1. По получении настоящего письма Вам необходимо:

а) ознакомить Председателя Облисполкома тов. Кошелева К.Ф. или его заместителя с решением Совета;

б) составить и согласовать с Председателем Облисполкома план организации передачи «мощей» из музея в собор;

в) оформить распоряжение Облисполкома директору музея о выдаче «мощей» и предметов, относящихся к «мощам» (рака, одежда, украшения и т.д.).

  1. По выполнении работ, указанных в пункте 1-м, Вам необходимо выехать в г. Тобольск для организации передачи «мощей».

В Тобольске Вам необходимо:

а) лично информировать Председателя Горисполкома или его заместителя о цели Вашего приезда, а также ознакомить директора музея с планом организации передачи «мощей»;

б) совместно с директором музея тщательно осмотреть «мощи» и предметы, относящиеся к ним, подготовляя их для передачи, удалив надписи или предметы антирелигиозного характера;

в) подготовить подробный акт передачи «мощей», с полной описью передаваемых предметов.

  1. По окончании подготовки передачи «мощей» к передаче, Вам необходимо вызвать  к себе настоятеля собора и предложить ему принять в музее «мощи» и предметы, к ним относящиеся,  с тем, чтобы он лично собрал «мощи» и предметы в таком виде, в каком ему желательно перенести их в собор.
  2. Предупредить и разъяснить настоятелю собора, что прием и перенесение «мощей» из музея в собор производиться без церковных служб и церемоний в музее и пути следования. Поэтому, для сбора и перенесения «мощей» настоятель может привлечь только необходимое количество помощников из числа духовенства и членов церковного совета.
  3. Договориться с настоятелем собора или архиепископом о времени перенесения «мощей». Однако, при этом не следует избирать праздничный или выходной день и такое время, когда может быть стихийный сбор верующих. Для передачи «мощей» из музея в собор следует предусмотреть предоставление транспорта.
  4. О передачи «мощей» и предметов к ним, составляется исходный и подробный акт в трёх экземплярах, из которых один направляется Уполномоченному Совета, один остаётся в делах музея и один – передается, и храниться в делах общины верующих собора.
  5. Церковные службы и церемонии по поводу передачи «мощей» в собор могут совершаться только в самом храме. Совершение каких-либо торжеств и церемоний вне храма (пути следования) допускать не следует.

Имея ввиду приезд в Тобольск архиепископа Варфоломея, а также, возможно, и других, по приглашению архиепископа Варфоломея, по случаю перенесения «мощей», а также то обстоятельство, что, возможно, он сам лично выразит желание собрать, принять и перенести «мощи», — этому препятствовать не следует, но порядок приёма и перенесения остаётся тот же, как указано выше.

  1. Возможно, что духовенство или церковный совет устроит обед по случаю перенесения «мощей» или в связи с приездом архиепископа. На этот обед могут пригласить лично Вас и представителей местных органов. Вам необходимо заранее быть в курсе дела, предупредить представителей советских органов о том, что им следует тактично уклониться от приглашения.

Лично Вас может пригласить архиепископ Варфоломей. В таком случае следует пойти на обед, но никаких выступлений там не делать. Кроме того, вообще следует тактично это Ваше участие на обеде свести к короткому визиту вежливости по отношению к архиепископу.

В Тобольске Вам следует пробыть всё время пребывания там архиепископа Варфоломея.

  1. Как только «мощи» будут перенесены в собор, Вам необходимо послать в Совет телеграмму следующего содержания: «Работа в Тобольске закончена. Подробности почтой».

По окончании всей работы и по возвращении в Тюмень, Вам необходимо составить и представить в Совет подробную информацию о проделанной работе по передаче «мощей».

В связи с передачей «мощей» из музея в собор, конечно, будет паломничество к ним (с чем связано, вероятно, и ходатайство о них). Однако, Вам нельзя оказывать какое-либо противодействие этому.

Председатель Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР (Карпов).

Служба состоялась в начале августа 1947 года, но владыка Варфоломей в торжественном богослужении не участвовал, присутствовали лишь два архиерея – архиепископ Омский и Тюменский Алексий и архиепископ Челябинский и Свердловский Ювиналий, а также духовенство Тюменской епархии. После торжественного богослужения частицы мощей святителя были переданы благочинным протоиерем А. Тверитиным в храмы Ялуторовска и Ишима, где были иконы митрополита Иоанна Тобольского.

Через 27 лет, в 1984 году по благословению святейшего патриарха Пимена было установлено празднование в честь Собора Сибирских святых.

В 1989 г. была возрождена Тобольская Духовная семинария, и мощи святителя Иоанна сделались предметом поклонения и особого благоговейного почитания преподавателей, семинаристов и воспитанниц регентского и иконописного отделений при Семинарии. Ежедневно утром перед учебой вереница учащихся Духовных школ тянется к мощам святителя Иоанна — чтобы он помог и благословил их на учебу и продолжение его начинания — распространение духовного просвещения в Сибири.

Какой нелёгкий и длинный путь проделала святыня «драгоценнее  дорогих камней и благороднее золота» к людям,  жаждущим прославления и почитания страждущего за них предстоящего пред Богом архипастыря.

Два раза в год — в день преставления святителя (10/23 июня) и в день обретения его мощей (16/29 октября) Тобольск собирает сотни богомольцев со всей Сибири и Урала — все спешат благоговейно почтить память  архипастыря и засвидетельствовать ему свою любовь. В нынешнем году торжества возглавили митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий, архиепископ Песоченский Максимилиан, епископ Козельский Никита и  епископ Тарусский Серафим (Калужской митрополии), епископ Мичуринский Гермоген (Тамбовской митрополии). Переполненный Успенско-Софийский собор Кремля не вмещал всех, приехавших и пришедших на праздник. Вот такая получилась огромная христианская семья, в составе которой и священники митрополии, преподаватели семинарии, студенты, гимназисты, простые прихожане, паломники, среди которых и мы – 13 прихожан из самого южного района митрополии. Все,  безусловно,  счастливы, что сподобились быть причастниками торжества, которое два века назад (подумать только) начал епископ Варнава и, несмотря на препятствия со стороны Святейшего Синода,  довёл дело до конца.

Судьбу драгоценных  мощей Иоанна Тобольского разыскивала по сайтам интернет Надежда Орляк.


Поделиться статьёй в социальных сетях и блогах

Комментарии закрыты.