Календарь




Православный календарь

Поиск на сайте

Наши группы в социальных сетях


   

Где живёт душа России

Четверг Ноя 13, 2014

На главную

Восьмого ноября на территории Дубынского сельского поселения отмечался престольный праздник. Престольным день называется потому, что по церковному календарю он посвящён памяти того святого, в честь которого был освящён престол храма в том или ином поселении. В Дубынке храм назван в честь великомученика Димитрия Мироточивого (Солунского), этот святой и должен считаться небесным предстателем дубынской земли, а день его памяти – престольным праздником всея Дубынки и окрестностей.

Престольные дни всегда на Руси принято было отмечать с размахом, жители любили эти праздники и устраивали по их поводу концерты и представления, весёлые игры, собирали богатые ярмарки, на которых ради праздника товары продавались по сниженным «ярмарочным» ценам. Но всё это широкое веселье начиналось лишь после службы в церкви, куда на молитву и Причастие сходились все односельчане: приятели и недоброжелатели, небогатые и зажиточные, соседи и малознакомые друг с другом люди. За Причастием из одной Чаши, за целованием Святого Креста забывались распри и ссоры, тяготы и заботы. А после крестного хода (который растягивался обычно не на один десяток метров, так как участвовали в нём целым селом) люди, наполненные радостью, чувством единения и ощущением благодати Божьей, направлялись продолжать праздник, но уже с Господним благословением. И не было недоумения, в чём смысл праздника. «В чём смысл жизни?», не терзались горестным вопросом захмелевшие от весёлых застолий люди. Когда твоя радость светла о Боге, а доброе начинание вершится во славу Божью, начинают находиться ответы и о Промысле, и о смысле.

Но постепенно – где насильно, где добровольно – православные люди утратили истинный смысл служения человека на земле. Господни праздники превратили в будни, крестные ходы – в митинги, святые образа – в портреты правителей и кумиров, даже красный пасхальный цвет окрасили иным значением. За попытку вместе молиться и служить Богу своих же братьев и сестёр расстреливали как врагов народа. Научился беззлобный православный русский народ самостоятельно и азартно разыскивать себе врагов, но не для того, чтобы, по Слову Христову, любить их, а чтобы истребить. Страх и подозрительность, недоверие ко всему доброму и тотальное осуждение стали чертами раскрещенного и болящего душой соотечественника. И даже когда восстали из пепла храмы, зазвонили колокола над бывшими МТМ и зернохранилищами, в которые были превращены святые места, тут и там двинулись реденькие процессии крестных ходов под хоругвями. Реденькие, потому что редко в них кто (даже и до сих пор), кроме малого числа прихожан, вливается-шествует. Я говорю о сельской местности – потушенном светоче православной России-матушки. Чего только ни предпринимают священники, назначенные служить в сельские приходы! Какие огненные проповеди произносят, как подвижнически служат, как по полному чину богослужения совершают… перед десятком-двумя бабушек, женщин и малых чад.

Нет, не только в политике и социальной экономике проблема деревни. Не только из-за финансовых неурядиц бежит из неё молодёжь. «Се, оставляется дом ваш пуст», и пока в храме в престольный праздник хорошо, если десятеро собираются из местных, диагноз любому, кто имеет очи увидеть, ясен.

Слава Богу, сейчас я не о Дубынке. Восьмого числа здесь на богослужении присутствовали и взрослые, и ребятишки. Бабушки-пенсионерки и учителя. Даже глава администрации, Андрей Фриденгольдович Шлегель, человек с немецкими корнями, провёл в храме всю службу, а после неё рассказал мне много познавательного о непростой истории этой по-деревенски уютной церквушки. А вот потомки исконно православного казачьего роду-племени, которых, как говорят, в той местности много, богослужение и (историческое событие!) приезд правящего архиерея проигнорировали. Впрочем, Литургия прошла вдохновенно и молитвенно даже в камерном составе, но всё же, всё же…

Всё же казаков и епископ, и гости праздника в тот день увидели, но не в храме, а на сцене – молоденьких, ряженых. После трапезы в церкви директор Грачёвской средней школы Фомина Елена Владимировна скромно пригласила всех присутствующих на концерт в их деревенский ДК. Деревня Грачи расположена неподалёку, в границах Дубынской сельской администрации, жители Грачей являются прихожанами храма Святителя Димитрия Солунского и соответственно, праздник отмечают как свой.

День был субботний, морозный, сияющий. О том, что на выходных предстоит праздничный концерт, жителям известно было заранее, на дверях дома культуры было вывешено красочное объявление. Почему же настолько негусто был заполнен местными жителями зрительный зал? А зря не пришли грачёвцы! Такое действо, что подготовил деревенский дом культуры совместно с коллективом и учащимися школы, не каждый раз и к приезду губернатора покажут. Как всё мудро, тактично, со вкусом и самозабвением было сделано! Организаторы учли от и до и суть праздника, и подбор репертуара, и костюмы, и даже сладкое угощение – сюрпризом для каждого зрителя.

Самое главное, было заметно, что постарались сделать всё на совесть, то есть – от души. И по блеску слезинок в глазах зрителей я понимала, что люди, сидящие в зале, и люди, стоящие перед ними на открытом пространстве сцены, едины. Возможно, немногие из артистов, поющих на концерте «Господи, помилуй!», воскресным днём придут в храм. Но невозможно забыть о духе любви, веры, благодарности Родине и ближним, сумевшим затронуть нужные струны и сотворить чудо пробуждения русской души. «Вот как может жить Россия – с верой в душе и песней на устах. Даже когда на глазах – слёзы, – думал кто-то из зрителей. – Господи, воскреси деревню и веру в людях!»

 

 

Екатерина Терлеева

Благодарим за подготовку прекрасного концерта и хлебосольный приём старосту Дубынского храма Л.Д. Баналист, главу Дубынской администрации А.Ф. Шлегеля, директора Грачёвской СОШ Е.В. Фомину, руководителя ДК О.В. Смиренскую и режиссёра концертной постановки, учителя русского языка и литературы Грачёвской СОШ Л.Ф. Шеленкову.

А к руководству Казанского сельского поселения хотелось бы обратиться с предложением возродить традицию престольного праздника и в селе Казанское, тем более уже имеется опыт проведения массового мероприятия в день Крещения Господня на реке Алабуга. Почти месяц остался до 19 декабря, когда чтится память святителя Николая Чудотворца, в честь которого назван казанский храм. Вот бы было хорошо, если бы многочисленные таланты земли казанской приняли грачёвский почин и порадовали земляков престольным празднеством на всё село!


Поделиться статьёй в социальных сетях и блогах

Комментарии закрыты.