Календарь



Поиск на сайте

Наши группы в социальных сетях


      

Изнесение Животворящих Древ

Вторник Авг 11, 2015

О ПРАЗДНИКЕ
ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

1

Икона Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Строгановская школа нач. ХVII столетия.

1 (14) августа, в первый день Успенского поста, Православная Церковь празднует происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Честное Древо Животворящего Креста Господня – это тот самый Крест, на котором был распят Иисус Христос. И именно этот Крест был обнаружен и раскопан святой равноапостольной Еленой, матерью императора Константина в 325 году. В честь такого великого события Церковь установила праздник Воздвижения Креста Господня (27 сентября). С того времени, как Сын Божий освятил Крест Своими страданиями, в нем стала проявляться необыкновенная чудодейственная сила. О ее проявлении и свидетельствует история праздника.

Начало этого праздника относится к IX веку, а в XII-XIII веках он утвердился во всех Православных церквях во всем мире. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно 1 августа (14 по н. ст.) часть Животворящего Древа Креста, хранившаяся в церкви во дворце византийских императоров, износилась в храм святой Софии, где совершалось освящение воды. Народ, прикладываясь к нему, исцелялся. Затем две недели эту святыню носили по городу и служили молебны «для освящения мест и отвращения болезней». 14 августа, а по новому стилю 27 августа, Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты.
Русское название праздника «происхождение» – неверный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение», т.е. «несение впереди».

2

Вот как праздновали Происхождение честных Древ Креста Господня в Москве при царе Алексее Михайловиче: накануне праздника, то есть в канун Спасова заговенья, вечером «с Евдокимова дня на Происхожденьев», государь выезжал в Симонов монастырь, где слушал вечерню, а в сам праздник стоял заутреню. Напротив Симонова монастыря, на Москве-реке устраивалась иордань, как в день Богоявления. Над водой сооружали сень на четырех столбах с карнизом, которая расписывалась и увенчивалась золотым крестом. По углам иордани изображались святые евангелисты, внутри нее — апостолы и святители. Иорданская сень украшалась цветами, листьями, изображениями птиц, а около нее устраивались два места — для государя, в виде круглого пятиглавого храма, и для патриарха, — которые расписывались и украшались резьбой, отгораживались позолоченной решеткой; помост вокруг них застилали алым сукном. В назначенное время, под колокольный звон государь выходил на воду, окруженный боярами и служилыми людьми, для торжественного освящения воды.

После прочтения молитв и погружения Креста в воду государь с боярами опускался в иордань, возложив при этом на обычное выездное платье святые Кресты с мощами — золотые, унизанные драгоценными камнями. Один из Крестов принадлежал первому Московскому Митрополиту — святителю Петру, другим благословила царя Алексея его бабка, инокиня Марфа Ивановна. Переодевшись под «сенью» в сухое платье, царь прикладывался к Кресту и принимал патриаршее благословение. Духовенство освященной «иорданской» водой кропило войска и знамёна, а желающим разливалась святая вода. Два серебряных сосуда с этой водой отправлялись в царский дворец.

После чина водоосвящения устраивались народные гуляния. В Москве сходились гулять около Симонова монастыря, а в Новгороде к празднику была приурочена Спасская «праздницкая» — народное гуляние, происходившее на островке около крепостных «Происхожденских», или водяных ворот, получивших свое название оттого, что через эти ворота проходил крестный ход на реку Волхов.

Не только в городах, но и в селах России бывало торжественное вынесение Креста, совершался крестный ход к водоемам (рекам, озерам, прудам) и источникам воды (колодцам), где происходили молебны и освящение воды, отсюда народное название праздника: «Спас на воде», или Спас Водный (Мокрый). После водосвятия принято было купаться: «На Спаса купаться — незамоленные грехи простятся». Кроме людей, ниже по течению купали лошадей, а пастухи пригоняли с пастбищ домашнюю скотину и загоняли ее в реку для того, чтобы защитить животных от заразных болезней.

В Зарайском уезде на луг, расположенный близ реки Осетр, мальчики-подростки пригоняли лошадей с окрестных приходов. Лошадей выстраивали в две или три линии, оставляя проход между ними, и ожидали прихода крестного хода с хоругвями и иконами. По окончании молебна и освящения воды священник в сопровождении причетника проходил по рядам лошадей и кропил их святой водой из кандеи (деревянная чаша). В некоторых местах лошадей водой не кропили, а перегоняли вплавь через реку, в которой вода предварительно освящалась.

Празднование в Русской Церкви дня «Происхождения Древ Честного и Животворящего Креста Господня» имеет особый, уникальный характер, т. к. в русской традиции это празднество объединило в себя несколько разновремённых традиций и крепко вошло в жизненный уклад нашего народа, который всегда дорожил своим благочестивым бытом.

Тропарь праздника, глас 1:
Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

14 августа – день Крещения Руси

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 14 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета (Романова), дается такое объяснение праздника 14 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

Известие о дне Крещения Руси сохранилось в летописях XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1» (по старому стилю). В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 14 августа по новому стилю совершается до или после литургии.

14 августа – первый Спас

14 августа совершается также празднование в честь Всемилостивого Спаса, Христа Бога нашего, и Пресвятой Богородицы Марии, Матери Его, установленное в 1158 году в России при митрополите Киевском
Константине II, (митрополит Киевский, прибыл в Киев из Греции в 1167 г.), а в Греции — при Царьградском патриархе Луке (Лука Хрисоверг — патриарх Константинопольский 1156-1169 гг.). Поводом к установлению этого празднования в России послужила победа, одержанная при великом князе Андрее Боголюбском (Андрей Боголюбский — сын великого князя Юрия Владимировича и внук славного Владимира Мономаха) русскими войсками над волжскими булгарами 1 августа, а в Греции — победа в один и тот же день греческого императора Мануила (Мануил Комнен — греческий император (1143-1180 гг.) над магометанами-арабами или сарацинами.

Всякий раз, когда только приходилось благочестивому русскому князю Андрею Боголюбскому отправляться в поход на неприятелей, он брал с собой икону Пресвятой Богородицы и Честный Крест Господень. Был у него и другой благочестивый обычай. Прежде чем вступить в кровавую битву, он выносил св. икону Богоматери с Честным Крестом к своим войскам и вместе с ними, пав на землю, возносил к Богоматери слёзную молитву:

— О, Владычице, родившая Христа Бога нашего! Всякий уповающий на Тебя не погибнет; и я, раб Твой, имею Тебя по Бозе стену и покров, и Крест Сына Твоего — оружие на врагов обоюду острое. Умоли держимого Тобою на руках Спасителя мира, да будет сила крестная как огнь, попаляющий лица сопротивных, и Твое всесильное предстательство да поможет нам победить врагов наших.

После этой молитвы сам князь Андрей, а за ним и все его воины лобызали святую икону Богоматери и Честный Крест Господень. Потом только с твердой надеждой на помощь Божию и заступничество Пречистой Богоматери они дружно устремлялись на врагов.

Так было и первого августа 1158 года. Войска князя Андрея Боголюбского, одушевленные молитвой своего любимого предводителя и поддерживаемые небесной помощью, отважно бросились на волжских булгap и скоро одержали над ними полную победу. Когда русские воины возвратились с поля битвы в свой стан, они были поражены дивным видением: огненные лучи, исходившие от Честного Креста и св. иконы Божией Матери, своим блеском озарили все войско. Тогда русские полки, обрадованные этим чудесным знамением, еще с большим мужеством и отвагой стали преследовать своих врагов: они сожгли и опустошили до пяти их городов, оказавших сопротивление и не пожелавших добровольно сдаться, наложили на жителей дань, обычную в то время, и после этого возвратились с торжеством на родину.

С этим довольно крупным событием в жизни Руси совпало другое не менее важное событие в Греции. В том же 1158 году греческий император Мануил принужден был выступить со своими войсками против сарацин, намеревавшихся покорить под свою власть Грецию. Осуществление этого намерения повело бы за собой многочисленные бедствия для греков: помимо того, что они потеряли бы свою политическую самостоятельность, они понесли бы еще и большую утрату — лишились бы своей святой христианской веры, вместо которой должны были бы исповедовать магометанскую веру своих победителей. Первого августа император Мануил видел от Честного Креста и иконы Богоматери, которые он брал с собой в поход, чудо, подобное вышеописанному — огненные лучи, озарявшие своим блеском все войско. И когда после этого была одержана победа над неприятелем, греческий император Мануил всецело приписал её чудесной помощи Божией.

Между греческим царём и русским князем в то время велась активная переписка. Поэтому князь Андрей Боголюбский скоро узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император Мануил — о подобном же чуде в России. Оба они прославили Бога за одновременно явленное над ними обоими чудодейственное промышление Его, а потом после совета со своими архиереями и сановниками решили установить 14-го августа празднество, посвящённое Господу и Пречистой Его Матери.

В русском народе 14 августа называют Медовым (первым) Спасом. К богословскому смыслу праздников освящение мёда никакого отношения не имеет, но это наши многовековые народные традиции, Церковь благословила их. Хорошо освятить первый мёд, только бы это не закрывало для нас главную, духовную сущность праздника.

Народные приметы на 14 августа

В большинстве районов начинался ранний посев озимой ржи.
Если во время созревания малины первые ягоды бывают крупные, то рожь следует сеять раньше; при мелких же ягодах средний или поздний посев ржи лучше.
На первый Спас защипывай горох.
Поспевает малина. Начинается заготовка лесной малины – старейшего лекарственного растения. В народе использовали не только сухие травы (заваривали в виде чая при простуде), но и цветки малины, настой из которых применялся как противоядие против укусов змей и скорпионов; отваром цветков промывали воспаленные глаза, а водным настоем листьев полоскали горло при ангине.
Спешили собрать поспевшие ягоды черемухи – прекрасное средство, обладающее вяжущим, мочегонным и потогонным свойствами, употребляемой при желудочно-кишечных заболеваниях.
На Урале и в Сибири с первого Спаса начинают шишковать кедры.
На первый Спас отлетают ласточки и стрижи.
Отцветают розы, падают холодные росы.
У первого Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро.
С первого Спаса и роса хороша.
На первый Спас святи колодцы.
На первый Спас бывают повсеместно крестные ходы на воду.
Лошадей, как и весь скот, обычно в этот день купают в последний раз.


Поделиться статьёй в социальных сетях и блогах

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.