Календарь



Поиск на сайте

Наши группы в социальных сетях


      

Как становятся святыми

Понедельник Фев 27, 2017

Советское время было эпохой рекордов. Первый полёт человека в космос, крупнейшие стройки века – но и самые масштабные гонения на верующих людей во всей 2-тысячелетней истории христианской Церкви. Тысячами новых мучеников за веру пополнились святцы.  Весной 1989 года была создана Синодальная Комиссия по канонизации (то есть по причислению к лику святых), а Архиерейский Собор 1992 года постановил: «Образовать во всех епархиях Русской Православной Церкви комиссии по канонизации святых для сбора и изучения материалов к канонизации подвижников веры и благочестия, особенно мучеников и исповедников ХХ столетия». Наша ишимская епархия образована в 2013 году, но в ней уже есть своя комиссия по канонизации. И её председатель в данный момент — иерей Димитрий Ядыкин. Сегодня он рассказывает, как и по каким принципам причисляют к лику святых сегодня.

Отец Димитрий принимает исповедь

Отец Димитрий принимает исповедь

  — Отец Димитрий, будьте добры, поведайте читателям вкратце о своей деятельности.

— Комиссия по канонизации святых осуществляет свою работу почти с момента образования епархии. С марта 2015 года председателем комиссии был назначен я, членами являются Крамор Геннадий Андреевич, методист по научно-просветительской работе Культурного центра П.П. Ершова г. Ишима, и Синегубов Станислав Николаевич, доктор исторических наук, профессор Ишимского филиала Тюменского государственного университета. В обязанности комиссии входит взаимодействие с Синодальной комиссией по канонизации через исполнение поручений, рекомендаций, относящихся к деятельности комиссии, сбор и обработка информации о пострадавших в годы гонений, освещение подвига новомучеников в СМИ и другое.

— Отец Димитрий, каким образом осуществляется сбор и изучение сведений о подвижниках веры, о мучениках и исповедниках эпохи гонений?

— Ответ на вопрос мы находим в Рекомендациях к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых, утверждённых определением Священного Синода от 6 октября 2011 года.

Так, необходимо изучить документы, подтверждающие основные этапы жизни (получение духовного образования, для священнослужителей и монашествующих – время и имя совершителя рукоположения в священный сан или пострига, участие в деятельности каких-либо церковных обществ, братств, послужные списки и тому подобное);

ксерокопию архивно-следственного дела в полном объёме с приложением расшифровки в электронном виде (отсутствие дела является препятствием к рассмотрению вопроса о канонизации).

Кроме того, настоятельно рекомендуется изучить дореволюционную епархиальную печать на предмет выявления проповедей и статей по различным вопросам церковной жизни, принадлежащих предлагаемому к канонизации лицу; осуществить поиск и исследование писем, дневниковых записей и иных документов, касающихся предлагаемого к канонизации лица.

  — Каковы критерии для канонизации, то есть, по каким признакам члены комиссии — по сути, наши современники — могут определить, святым являлся живший когда-то человек или нет? Почему одного признают мучеником, другого — страстотерпцем, третьего — исповедником?

— Из тех, кого Церковь прославляла в лике святых, назовём три больших группы. Первая группа — мученики, то есть пострадавшие и принявшие мученическую смерть за Христа, притом что достаточно и достоверно известно об обстоятельствах их мученической кончины. Они причислялись к лику святых в силу самого факта исповеднического подвига и мученической кончины.

Во-вторых, это исповедники, то есть те, кто умер спустя некоторое время после перенесённых страданий. Их жизнь требовала дополнительных исследований, так как бывали случаи, когда претерпевшие страдания вели впоследствии жизнь предосудительную. Но если их жизнь была достойна христианина, они прославлялись Церковью как исповедники. И, в-третьих, это подвижники благочестия, основанием для канонизации которых являлась их праведная жизнь и чудеса, как сверхъестественное свидетельство о них Бога, не зависимое от субъективных человеческих суждений.

Критерии, на основании которых совершались канонизации в Русской Церкви, были на всём протяжении ее истории единообразны. Для канонизации подвижника были необходимы следующие условия: свидетельства о его благочестивой жизни, народном почитании и чудотворениях. Не секрет, что вопрос канонизации новомучеников — весьма болезненный процесс, прежде всего в силу крайней ограниченности источников о жизни и кончине пострадавших от безбожной власти. Доступ в архивы по-прежнему затруднён. Кроме того, часто у специалистов оказывается на руках только следственное дело, которое является весьма специфическим источником. Вынести решение о канонизации, основываясь на сведениях, почерпнутых в следственном деле, подчас бывает невозможно. В настоящее время при подготовке материалов для прославления рассматриваются протоколы допросов, при этом обращается внимание на то, не отрекался ли человек от веры, не было ли оговора других лиц и самооговора.
  — А теперь — о результатах работы комиссии. Есть ли таковые на уровне нашей епархии? Можете назвать кого-нибудь из святых нового времени, кто жил на территории Приишимья, либо отбывал здесь ссылку, находился в тюрьме, был расстрелян?
— Достоверно известно, что на территории Ишимской епархии служили и отбывали ссылку:

— Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, исповедник, канонизирован 13-16 августа 2000 г. Архиерейским юбилейным собором  Русской Православной Церкви. Был  в бессрочной ссылке в  одном из совхозов возле п. Голышманово, где работал ночным сторожем на огородах. Затем был переселён в город Ишим, где жил на средства, присылаемые друзьями и духовными чадами.

— Архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский), священномученик, в 1998 году был причислен Омской и Тарской епархией к местночтимым святым как священномученик, общецерковное прославление состоялось в 2000 году  на Архиерейском юбилейном соборе  Русской Православной Церкви. Будучи епископом Омским, святой Сильвестр неоднократно посещал приходы Приишимья, находящиеся не территории нынешней Ишимской епархии, открыл приход храма Покрова Божией Матери в г. Ишиме.

— Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский, священномученик, общецерковное прославление состоялось  на том же Архиерейском юбилейном соборе. Епископ Серафим жил в ссылке в г. Ишиме с 1935 по 1937 годы.

— Священномученик Виссарион Селинин, служивший настоятелем в храме пророка Илии в селе Ильинка Казанского района с 1906 по 1910-е годы, был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания также в августе 2000 года.

Кроме того, комиссия собирает данные и о других  священнослужителях и мирянах.

  — Как может поучаствовать мирское население в деле восстановления памяти о пострадавших в советское время исповедниках веры? И требуется ли это участие?

— Как мы уже отметили выше, информация о жизни пострадавших требуется подробная, поэтому жители территорий могут обладать уникальной информацией: устной и письменной, фотографиями, предметами, принадлежавшими исповедникам. Всё это, несомненно, поможет нарисовать подробную картину жизни и подвига предлагаемого к канонизации человека.

  — Как вы считаете, извлекли ли потомки нужный урок из произошедшего в 20 веке? Молятся ли новомученикам, заказывают ли молебны, освящают ли в честь них новые храмы и часовни?

— Не могу сказать за всех. В нашем приходе (отец Димитрий является настоятелем прихода храма святых апостолов Петра и Павла в Абатске – прим. Е. Терлеевой) интерес к теме новомучеников ограничивается лишь темой царской семьи, и то в рамках покаяния в грехе цареубийства, несмотря на все попытки настоятеля пробудить этот интерес. Конечно, молитва новомученикам совершается во всех храмах, люди осознают весь ужас массовых репрессий, жертвами которых стали когда-то безвинные люди. А пример их непоколебимости в вере воодушевляет и укрепляет современных христиан. Верю и надеюсь, что имена мучеников и исповедников Церкви Русской запечатлеются в сердцах наших, и это сподвигнет на строительство храмов и часовен, наименование улиц сёл и городов, открытие памятных мест.

  — Когда канонизировали царскую семью, к этому отнеслись неоднозначно даже некоторые церковные деятели. И до сих пор, я читала, упоминают о подвиге последнего царя с какими-то оговорками. А каково ваше отношение к таким «неоднозначным» моментам? И есть ли у вас особенно близкие вашей душе святые новомученики, чей пример для вас как маяк, чьё небесное предстояние вы чувствуете?

— В 2000 году, когда Царственных страстотерпцев прославили в лике святых, я только поступал в семинарию и, не обладая достоверной информацией, особого интереса к этому не проявлял. Приходилось слышать разные мнения, но голос Церкви считаю главным. Вновь появляющиеся подробности событий об убиении царя и его семьи свидетельствуют лишь о преднамеренном тщательном сокрытии большевиками следов преступления и не могут повлиять на веру в подвиг этих славных людей. Ближе всех из новомучеников мне представляется священномученик Гермоген, епископ Тобольский, частицы мощей которого при освящении  храма святых апостолов Петра и Павла в 2011 году вложены в Престол и Антиминс. Он был связан с царем Николаем II и его семьей, взял на свои плечи в годы лихолетия Крест Христов и, действительно, просиял среди многочисленной паствы как светильник веры.

«Трудно и страшно быть архипастырем»

Многие жители Казанского района были крещены в церкви Покрова Пресвятой Богородицы города Ишима – той, что за линией. А все ли из них знают, что в прошлом году Покровскому приходу исполнилось 100 лет? В статье ишимского краеведа Геннадия Крамара сообщается, что в марте 1916 года преосвященный Сильвестр, епископ Омский и Павлодарский, обратился в Синод с просьбой о разрешении открыть приход «при имеющемся на станции Ишим… небольшом деревянном храме», с причтом из священника и псаломщика». Его прошение было удовлетворено.

    Тот, кто ходатайствовал об ишимском храме, и был будущим священномучеником Сильвестром, о котором выше упоминал отец Димитрий.

Владыка Сильвестр будто предвидел свою мученическую кончину

Владыка Сильвестр будто предвидел свою мученическую кончину

Священномученик Сильвестр (в миру Иустин Львович Ольшевский) родился 1 июня 1860 года в одном из сёл Киевской губернии в семье диакона сельского храма. В 1883 году Иустин в числе лучших учеников окончил Духовную академию. После этого он принял решение посвятить себя служению миссионерскому делу. В 1890 году Иустина Львовича пригласили преподавать историю в Полтавской Духовной семинарии, а также исполнять послушание епархиального миссионера. Его слушателями были и православные, и атеисты, и старообрядцы, и сектанты.

Через 2 года миссионерских трудов Иустина Ольшевского рукоположили во священника.  Когда он принял священный сан, то «повёл жизнь истинного монаха в миру. Стало ясно, что отец Иустин являет в своем лице пастыря высокого христианского мировоззрения, пастыря исключительной силы воли и характера» —  писали о нём в газетах того времени.

Отец Иустин был нестяжателем по характеру, не имел ничего из имущества, жил в скромной келье при монастырской гостинице, всё своё время тратя на молитву, чтение слова Божия, объезды епархии, руководство вверенных ему школ и на многочисленные миссионерские беседы. Если кто-то, не зная о его монашеском образе жизни, спрашивал его о семье и детях, он неизменно отвечал, что насчитывает у себя до пятидесяти тысяч  детей, дарованных ему Богом. Пробыв весь день в школе, после вечерних молитв он увлекательно рассказывал своим питомцам о Святой Земле, о Соловецком монастыре, о преподобном Амвросии Оптинском, о святом праведном Иоанне Кронштадтском, которого он знал лично, и о многих других святых и подвижниках…

В конце 1910 года  отца Иустина возвели в сан епископа и архимандрита. При пострижении в монахи ему нарекли имя Сильвестр, в память преподобного Сильвестра Печерского. По наречении его во епископа архимандрит Сильвестр произнёс слово, оказавшееся пророческим относительно его собственной будущей участи: «О, как сильно ныне влечение плоти и мира, вооружённых совершенным состоянием наук, искусств и всякой техники! Мир тянет на свою сторону всеми средствами, до телесного насилия включительно, — и отторгает наследие Божие. Мирская зараза проникает ныне в богословскую науку и в клир. Ныне более чем когда-нибудь христианская Церковь подобна кораблю, обуреваемому великим волнением житейского моря. Для верных наступают времена исповедничества. Трудно и страшно ныне архипастырствование». .

В 1914 году Сильвестра назначили епископом Челябинским, викарием Оренбургской епархии, а за два года до революции владыка был поставлен епископом Омским и Павлодарским. К Омской епархии раньше относились и некоторые приходы нашего района.

В начале 1918 года к власти в Омске пришли большевики. В январе был обнародован декрет советской власти об отделении Церкви от государства, который церковными людьми был расценен как начало открытых гонений на православную церковь от безбожных властей. По призыву Поместного Собора во многих городах России состоялись крестные ходы. 4 февраля крестный ход, в котором участвовали все городские приходы, состоялся и в Омске. Его возглавил преосвященный Сильвестр, призывая хранить православную веру и защищать храмы, которым при наступающем порядке грозило неминуемое разорение.

После этой «акции неповиновения» к архиерейскому дому ночью подошёл отряд карателей-матросов. Вооружённые матросы ворвались в дом архиерея, схватили его, приставили к виску револьвер и, не дав возможности надеть тёплую одежду, по февральскому морозу повели в помещение совета депутатов.

В это время по всему городу загудели колокола церквей. У храмов, на улицах и площадях появились толпы народа. Возмущённые люди требовали освободить епископа. На следующий день весь город пришел в движение; учреждения, магазины, учебные заведения закрылись. Началась стрельба – это красногвардейцы залпами разгоняли народ. Тем не менее, видя такую реакцию общества, новая власть вынуждена была через пару дней освободить священнослужителя.

Вскоре началась гражданская война, и белые освободили город от большевиков. Именно архиепископ Сильвестр 29 января 1919 года привёл адмирала Колчака к присяге как Верховного правителя России. Но в конце 1919 года белая армия оставила Омск, в который вскоре вошли красные. Захватив город, большевики сразу же арестовали непокорного святителя. Архиепископ Сильвестр был заключён в тюрьму, где в течение двух месяцев его пытали, а затем убили.

Долгое время не было известно, где покоятся мощи священномученика. А когда они чудом были обретены в июле 2005 года, из акта осмотра тела, составленного бюро судмедэкспертизы, выяснилась страшная картина последних минут владыки. Множественные прижизненные переломы конечностей и рёбер, штыковой след на костях груди, лучевидные трещины в затылочной части черепа, полное отсутствие верхней челюсти свидетельствуют о нечеловеческих страданиях архиепископа Сильвестра. В конце концов, совсем озверев, безбожники распяли служителя Христова: прибив его руки гвоздями к полу, они раскалёнными шомполами прижигали его тело, а затем пронзили сердце. Архиепископ Сильвестр принял мученическую кончину 26 февраля 1920 года.

Сегодня мощи священномученика находятся в Успенском соборе города Омска, и верующие, приезжая поклониться им со всей страны, обращаются к святому Сильвестру как к заступнику за православную Россию, а также возносят ему молитвы о благоденствии нашей сибирской земли.

Екатерина Терлеева

Фото автора и с сайта radiovera.ru

 


Поделиться статьёй в социальных сетях и блогах

Комментарии закрыты.