Календарь



Поиск на сайте

Наши группы в социальных сетях


      

Обретение Креста

Понедельник Июл 7, 2014

На главную

Стояла церковь на пригорке,
Как страж порядка и добра,
Блестели купола на зорьке,
Резвилась всюду детвора.

Бывало, в праздник, день престольный,
Здесь люду было – всех не счесть.
Народ съезжался хлебосольный,
Всегда имел он совесть, честь.

И колокольный звон далёко
За много вёрст было слыхать.
Душа российская широка –
Умеет жить, любить, пахать!

Но времена пришли лихие,
Антихрист выполз, как змея…
За что страдания такие,
Ответь мне, родина моя?

Мимо места святого проходишь,
Сердце ноет, невольно щемит:
Ничего уже, друг, не воротишь –
Здесь бурьян лишь под ветром шумит…

П.И. Галганов

Воскресным днём двадцать девятого июня был освящён поклонный крест над Большой Ченчерью и окрестными весями – теперь оттуда, с пригорка, он освящает жизнь этого восточного уголка нашего района. Как сто лет назад освящали её другие кресты – кованые, железные, с голубиной высоты голубенького сельского храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, покровительницы ченчерских, покровских, вознесенских христиан…

«История нашего села такая же, как и история всей России-матушки», горько и будто стесняясь таких фактов нашей общей истории, как разор храмов, выступил перед односельчанами глава Большеченчерской администрации Александр Викторович Кох. Собравшиеся немногочисленные земляки внимали ему, потупив согласно взоры – присутствовали ведь на знаменательном событии грамотные люди, с огромным стажем и жизненным опытом, большинство – пенсионеры, бывшие комсомольцы, партийцы. Как отрадно было видеть, что эти люди не постеснялись прийти сами и привели внуков, не побоялись креститься во время богослужения и оказались выше предубеждений и агитпропа, которые, зачастую, и приводят к разрушению и вражде.

Храм Покрова Божьей Матери оставили наши предки-ченчерцы в тридцать четвёртом году двадцатого века. В марте 1970-го, почти сразу после организации здешнего совхоза, начали ломать церковные купола и перестраивать крышу под будущую МТМ. Притащили в помещение станки. «А некуда было больше», объясняют очевидцы произошедшего почти полвека назад. «Нас же из Челюскинцев выпихнули почитай на голое место. Ни машин, ни тракторов, ни гаражей – приткнуться негде было».

Местное население никто особо не спрашивал, да и не смутил их тогда столь прагматичный подход: к тому времени люди уже привыкли, что церкви нет и не будет. Ещё в 1963-м с заброшенного здания сбросили кресты. Виктор Лещёв, уроженец деревни Старая Ченчерь, до сих пор помнит, как это происходило. Ещё бы, ведь он тоже таскал порушенные кресты вместе с другими парнями к дому сельсовета, находящегося неподалёку. «Да там они, наверное, и до сих пор, в земле!», – предполагает Виктор. К слову, в его семье долго хранились иконы, спасённые благочестивыми бабушками из разрушенной церкви. Очень жаль, но при переезде образа потерялись.

Совсем недавно место, где раньше был храм, опознавалось лишь по остаткам фундамента и обгорелых брёвен, ушедших в землю. Рядом всё ещё торчат осыпающиеся зубья развалин совхозных гаража и котельной – построек более позднего времени, времени расположившейся в церковных стенах МТМ. Которая сгорела по неизвестным причинам в восьмидесятом году.

Теперь сакральная площадка заботливо огорожена невысоким заборчиком из штакетника, а посреди ограждения возвышается деревянный крест. Как оказалось, навёл здесь порядок житель Малой Ченчери Павел Ильич Галганов. Он уроженец деревни Вознесенка, дорога в которую пролегает аккурат мимо святого места. «Как ни проезжаю тут – скот пасётся, пастух на пригорке рядом отдыхает. Это разве допустимо? Будто камень на душе у меня лежал всё время. А теперь – облегчение. Серьёзно», объясняет Павел Ильич и упирает на то, что в этом добром деле был не одинок. Стоило только задумать, обратиться в сельскую администрацию, как ему выделили штакетник, деревянные прожилины. «Я работал не один, помогали люди. Как могли, так и сделали». Сделали дело и увенчали крестом.

«Когда освящается храм, к нему приставляется Ангел Божий, который стоит на этом месте до скончания века», – обратился после совершения чина освящения со словами проповеди к ченчерцам настоятель казанского прихода отец Вадим. «Храма долго уж нет, но Ангел присутствовал здесь все эти годы, оплакивал и наверняка молился, чтобы на этом месте кто-то что-то начал бы делать. Молитва Ангела была услышана, и через дело рук неравнодушных людей поставлен крест. Крест есть в жизни каждого человека. И он несёт его по воле Божьей. Между тем именно Крест – это знамение победы над смертью. Злом. Грехом…» Люди внимательно слушали: приезды священнослужителя в эти места – вещь нерядовая. Батюшка понимает это и рассказывает, пользуясь случаем, евангельскую историю о распятых с Христом разбойниках. Говорит про стяжание Царства Небесного через крестоношение. И про церковь – святое место, соединяющее Небо и Землю. Упоминает Новоалександровский храм, который тамошние жители из переселенцев принесли за собою через тысячи километров, берегли, но не устерегли. Не уберегла свою и Ченчерь.

Но человек отныне до века не может устроять свои дела без Бога. Когда глава администрации предлагает «облагородить» огороженную площадку, засадив её деревцами, батюшка осторожно намекает, чтобы место всё-таки оставили под… часовню? Или будущий храм? Осталось найти не менее инициативных ченчерцев, которые могли бы для начала поставить сруб. А если совсем уж для начала – неплохо бы возродить в Ченчери православную общину. И совместную молитвенную жизнь. Открою секрет: с этого и начиналось возрождение славных ныне православных обителей.

Здешние мужики воодушевлены, уверяют, что вполне цел и крепок фундамент. Только копнуть – и… «Желток ведь добавляли! Вот и крепкий». Виктор Акимович Латынцев, бывший ченчерский глава администрации, показывает, где был в храме вход, через который в советское время зерно завозили (в церкви размещался и склад). А до этого… Через северные ворота выносили покойников после отпевания – на холме рядом с храмом по обычаю простиралось деревенское кладбище, где хоронили почивших жителей окрестных деревень. Когда пошла мода на целину в пятидесятых, старый погост распахали и засеяли. Говорят, председателя вызвали в район, пожурили, на том дело и кончилось.

Виктор Акимович рассказывает это, так как знает историческую подноготную своей малой родины от и до, в годы жизни храма прошло его пионерское детство. А вот крестился он совсем недавно: в Тобольске два года назад. «У батюшки спрашиваю: «А не поздно?» Но он говорит: «То не ваша вина. Главное, сейчас вы пришли осознанно».

Екатерина Терлеева
Фото автора

(Рассказ об истории созидания и разрушения ченчерского храма можно прочесть на нашем сайте –  «Дом нашего голубя прост…». Был.)


Поделиться статьёй в социальных сетях и блогах

1 комментарий »