Календарь



Поиск на сайте

Наши группы в социальных сетях


      

По святым местам Сибири

Пятница Авг 15, 2014

По святым местам Сиибири

Уже не первый месяц паломники Казанского района имеют возможность побывать в святых местах, прикоснуться к прославленным святыням и проникнуться благодатью. Практически каждый раз паломнической группой руководит Светлана Ивановна Неживых, энтузиаст, краевед и просто глубоко верующий человек. Специально для вас, братья и сестры — будущие паломники, она подготовила обзор тех святых мест, к которым ныне совершаются поездки в нашем приходе.

О ЧИМЕЕВСКОЙ СВЯТЫНЕ
Со всех концов России едут в Чимеево паломники для встречи с чудотворной Казанской иконой Божией Матери. Несут свои беды, горести, болезни. Чудотворная помогает. Уходят болезни, исцеляется душа, снимается пелена озлобленности и неверия. Сегодня село Чимеево является одним из крупных православных центров Урала и Сибири. Хотя история этой обители насчитывает всего 10 лет, ее предыстория очень богата и нераздельно связана с чудесным обретением чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Удивительно само обретение этой иконы. Согласно устному преданию, чудотворная икона Божией Матери приплыла вертикально против течения реки Нияп, словно поддерживаемая невидимыми ангелами, и, остановившись у берега села Чимеево, закружилась на одном месте. Вокруг иконы нимбом сиял свет. Икону бережно с молитвами перенесли в сельский храм, где она по сей день и хранится. И горела эта святая икона, и уничтожить ее во времена богоборчества пытались – а ведь сохранилась она и не перестает являть людям помощь и исцеления.

Ачаирский Крестовый женский монастырь
В выходные и будни, летом и зимой, на автобусе и теплоходе вы можете здесь отдохнуть душой, помолиться за близких, искупаться в теплом источнике с минеральной водой… Ачаирский монастырь расположен примерно в 40 километрах по Черлакскому тракту к югу от Омска.Монастырь достаточно молодой, строительство начато было в 90-х годах. Свою историю монастырь начинал с общины — Богородице-Михайлово-Архангельская женская община по соседству с казачьим поселком Ачаир появилась в конце 1890-х г. Первой настоятельницей общины стала вдова надворного советника Марина Александровна Махалова. 23 мая 1903 года была освящена построенная в общине каменная церковь в честь Михаила Архангела.
Место под строительство нового храма в общине освятил сам Иоанн Крондштадтский. Вскоре после этого события община была преобразована в женский общежительский монастырь. Землю под строительство монастыря подарил казак Михаил Бубеннов подарил землю. Средства на строительство монастыря поступали из специально созданного для этих целей фонда императоров Александра III. В строительстве храма принимало участие и местное казачество.
В 1913 г. новый монастырь благословил архиепископ Андроник., но увы, новой обители выпало существовать недолго. В конце 20-х годов прошлого века в Омске все монастыри и большая часть храмов были закрыты, поруганы и разграблены большевиками. Разрушен один из самых больших храмов в России — Успенский собор в Омске. Священников подвергли гонениям и истязания. Ужасна была судьба и Ачаирского монастыря, закрытого в начале 30-х годов: в его стенах разместили один из самых страшных лагерей в СССР. За 16 лет существования в нём погибло около 200000 человек. Здесь люди погибали от невыносимых условий жизни. Неотапливаемые бараки в одну доску, насквозь пронизываемые ледяным ветром, снегом и дождём, легкая одежда, 40-градусный мороз… Кормили заключённых бурдой из овсюга, вызывавшей желудочно-кишечные кровотечения. На территории монастыря сохранились рвы, в которые сбрасывались тела умерших.
В 1991 году эти края посетил Владыка Феодосий. Настоятель Ачаирской Никольской церкви отец Александр (Горбунов) поведал страшную историю обители, показал место нахождения бывшего монастыря, рвы и развалины бараков, оставшиеся в наследство от ГУЛАГа, и сад, посаженный заключенными. Феодосий был потрясен услышанным и принял решение возродить Ачаирский монастырь. Он обратился к руководству соседствующего с поселком зверосовхоза «Речной», с просьбой выделить землю для установки на ней креста в память об умерших без покаяния и молитвы. Директор «Речного» откликнулся на просьбу и в память о своем отце, узнике ачаирской колонии №8, В.Д.Мещаряков выделил 38 га земли для строительства нового монастыря. 26 октября 1992 г. был установлен закладной крест, и владыка Феодосий совершил панихиду по убиенным и замученным и благословил строительство женского монастыря во имя Животворящего Креста Господня. В сентябре 1993 г. строительство монастыря освятил патриарх Алексий II, посетивший строящийся монастырь.

Монастырь строится, меняя ежедневно свой облик. На сегодняшний день на вокруг Ачаирского монастыря построена ограда с 4 вратами: Иртышские, Северные – вход в монастырь, Восточные и Западные. На территории воздвигнуты 7 храмов, 5 часовен, а так же кельи для монахинь, трапезная, и монастырская гостиница для паломников. Для собственных нужд монахини выращивают зерно, картофель и овощи, а также разводят животных и птиц.

Уже после основания Ачаирского монастыря на его территории был открыт источник минеральной воды.

Слава о чудотворных свойствах воды из святого источника Ачаирского монастыря, которая может исцелять от самых разных недугов, быстро разлетелась далеко за пределы Омской области. Сегодня тысячи людей приезжают сюда в надежде на исцеление. Но самое главное чудо – это температура воды. Она равна 36,6 градусов (как температура человеческого тела) и не понижается даже в самые лютые сибирские морозы.

Если объяснять целебные свойства святого источника сухим языком медицинский терминов и химических элементов, то она богата бромом, ортоборной и метакремниевой кислотами, которые благотворно влияют на здоровье человека. Экспертиза показала содержание в воде углекислоты, серы хлора, кальция, натрия, магния, калия. Те, кто пил воду из источника Ачаирского монастыря, исцелялись от хронических гастритов, язвенной болезни желудка, болезней печени и эндокринной системы.

В юбилейный год 2000-летия христианства был освящен новый храм Иоанна Крестителя на Водах. Храм построен для крещения и содержит две купели для полного погружения — мужскую и женскую. Внутри храма установлен крест, по которому стекает теплая 37-градусная вода, забираемая из глубины 1168 метров.

1Северные Святые врата со звонницей и надвратным храмом Анастасии Узорешительницы

2Святой источник

АБАЛАКСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Перечисляя в своей книге «Письма из Сибири» архитектурные достопримечательности Правобережья Иртыша, историк Петр Андреевич Словцов отмечает и «позолоченные маковицы Абалакской Обители». До прихода русских в Сибирь Абалак был укрепленным татарским городком, куда, узнав о подходе Ермака к сибирской столице, хан Кучум спрятал свою старшую жену Самбулу. Одну из самых кровопролитных битв казаки выдержали на Абалакском озере. А историк Руслан Скрынников даже утверждает, что не взятие Искера – (Кашлыка), а победа под Абалаком определила успех экспедиции Ермака. В XVII веке русские начинают селиться на Абалакском Погосте бок о бок с татарами, мирно уживаясь с ними. Наспех была построена деревянная церковь Преображения, которая, простояв более тридцати лет, сильно обветшала.
В 1636 году на Абалаке из сплавного леса построили новую Знаменскую церковь. Но постройке предшествовала чудесное знамение — явление иконы Пресвятой Богородицы бедной вдове Марии. Самая икона Абалакской Божьей Матери была написана позднее, по примеру древней новгородской иконы “Знамение” и отличалась от прототипа двумя предстоящими святыми Николаем Чудотворцем и Марией Египетской.

Николай Чудотворец (иначе Никола Угодник) был в Сибири, как и во всей России одним из любимых народных святых. Память его до сих пор отмечают два раза в год: 22 мая — Никола Вешний, 19 декабря — Никола Зимний.

Жизнь же святой Марии Египетской открывает всем путь сурового покаяния. В юном возрасте Мария бежала от родителей в Египет и там, скоро утратив свое целомудрие, 17 лет жила в большом грехе. Во время праздника пыталась она пройти в храм, но неведомая сила отбрасывала ее несколько раз. После этого Мария покаялась, ушла в пустыню, где провела 47 лет, первое время питаясь двумя хлебами, а затем жуками и кореньями. По народным представлениям, на Страшном Суде Мария Египетская будет судить всех блудниц.

В 1680 году деревянный храм в Абалаке сгорел и по царскому повелению в 1683 году была заложена каменная соборная церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Храм был пятиглавый, а завершили его строительство в 1691 году. Таким образом Абалакская Знаменская церковь на пять лет младше Софийского собора в Тобольске.

В XVIII веке вместо пяти малых куполов был устроен один большой. Рядом со Знаменской церковью стали зимняя церковь святого Николая Чудотворца (1750) и колокольня с храмом преподобной Марии Египетской (1759).

В 1783 году возник на Абалаке мужской монастырь, по повелению Екатерины II сюда перевели монастырь из села Невьянского Пермского губернии. (В честь этого события была построена четвертая церковь деревянная Богоявленская). С этого времени обитель стала принимать обильный поток богомольцев.

В XIX веке в монастыре перестаиваются храмы, возводятся Святые ворота, настоятельский корпус, здание монастырской гостиницы, монашеские кельи.

В 1806 г. монастырь был огражден кирпичной стеной. Общая его площадь стала составлять 300 погонных сажен (около 600 кв. метров). В 1832 г. по специальному указу духовной консистории ветхая Богоявленская церковь была разобрана.

Новый XX век приносит для обители тяжелые испытания. Во время Гражданской (в 1919 г.) войны исчезает чудотворная икона. До сих пор точно не установлено, кто причастен к ее пропаже, или уничтожили красные, или вывезла отступающая Белая армия, или хранится она в какой-нибудь глухой деревушке у старушки-знахарки, продолжая исцелять больных.

В период становления советской власти в храмах Преображенки и в с. Абалак было изъято около 200 килограмм серебра, 5 килограмм золота и 627 драгоценных камней.

В разные годы в монастыре располагались пионерский лагерь, колония для малолетних преступников, колхозная МТС.

С начала 1990-х годов монастырь восстанавливается и реставрируется, а паломники молятся перед списком с чудотворной иконы.

ИОАННО-ВВЕДЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.
Иоанно–Введенский женский монастырь находится в живописном месте между двух гор в десяти километрах от города Тобольска. Монастырь был основан при реке Аталыке архиепископом Симеоном в 1653 году. Первоначально монастырь был мужским и в 1864 году был обращён в женский. На его территории находился комплекс построек, в том числе несколько церквей. В тридцатых годах советской властью монастырь был закрыт, в его помещениях располагался детский дом, а позднее военная часть.

В 1998 году монастырь был возвращен православной епархии, и в нем возобновился женский монастырь. Многие обители до сих пор в полуразрушенном состоянии, но ведутся работы по восстановлению былой красоты монастыря.

СВЯТО-СЕРАФИМОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.
Варварина пустынь — так в народе называют Свято-Серафимовский женский монастырь, расположившийся недалеко от поселка Татьяновка Марьяновского района Омской области. Дорога к монастырю начинается с асфальтового полотна в окружении маленьких пушистых сосенок. Высадили деревца и постоянно ухаживают за ними послушницы и монахини. Двери в монастырь, издалека светящийся над березовым лесом золотыми куполами собора и часовен, всегда открыты для людей. На территории Омской области это один из самых молодых монастырей: статус обители ему присвоили только в 2006 году. Но, несмотря на это, монастырь, равно как и его настоятельницу — игуменью Варвару — в Омской области знают и любят многие. Матушка Варвара — не только игуменья, но и основательница обители. Более тридцати лет назад ушла она от мирской суеты в марьяновские леса и собственноручно поставила здесь часовню в честь святой великомученицы Варвары.

Подвиг отшельницы не остался незамеченным, и вскоре вокруг нее стали собираться верующие, желавшие помочь в строительстве обители. Так было положено начало Свято-Серафимовскому монастырю. Годы спустя вокруг этой часовни выросли другие. На территории Свято-Серафимовского монастыря — большой храм Святого Серафима Саровского. Матушка Варвара стала бессменной настоятельницей монастыря, она продолжает трудиться на этой святой земле и по сей день. Приехать сюда из праздного любопытства не получится — ведь монахини все время в трудах. Зато можно посетить эти места и поработать вместе с ними на общее благо.

Почти половину центральной стены в трапезной занимает огромная, вышитая на полотне икона с ликами Святой Троицы. Тут же иконы Матери Богородицы, Серафима Саровского, Ксении Петербургской. Обитель имеет 17 приделов. Кроме главных святых и 12 церковных праздников, молятся здесь еще за 17 святых мучеников, убиенных за веру. Не каждым служителям церкви по силам выдержать подобную нагрузку. Матушка Варвара и ее ученицы выдерживают это в трудах праведных и молитвах. Не случайно поклониться затворникам и попросить через них божьей благодати приезжают сюда земляки и паломники из других регионов и ближнего зарубежья.

Комментирует митрополит Омский и Тарский Феодосий: — Матушка Варвара — одна из самых стойких духовных тружениц. Много лет она находилась в большом подвиге. Денно и нощно молилась. Двадцать четыре года назад застали мы ее в землянке в марьяновских лесах. Во имя веры натерпелась она немало худа. Сейчас прихожане из Омска, Новосибирска, Москвы и других городов ей помогают. Задумка у матушки есть: поставить вокруг собора Серафима Саровского двенадцать часовен. Спрашиваю ее: «Зачем, матушка, так много?» Она и отвечает, что для каждого из двенадцати главных православных праздников в обители будет своя церковь. А скольким людям она молитвами помогла — чтобы перечислить всех, долгое время понадобится.

Информацию по материалам православных сайтов подготовила С.И. Неживых. Фото предоставлено С.И. Неживых.

 

 


Поделиться статьёй в социальных сетях и блогах

Комментарии закрыты.