Календарь



Поиск на сайте

Наши группы в социальных сетях


      

Праздник В Селе Ильинка

Вторник Авг 5, 2014

IMG_4866

Ребячий Спас

Августовское солнце проникало теплом сквозь неприступные двухвековые стены, воздух звенел малиново, взбиваемый в варенье праздничными колоколами, а за спинами молящихся, прибывших первыми, толпа сгущалась и наполнялась детскими голосами.«Шикать» на неудобно громкие выкрики малышни смысла не было: они, как лучший камертон, почувствовали воодушевление праздника, укрепились, осознавая, что рядом – тепло родительских рук, и, поливаемые обильной благодатью Божией, вопили, кряхтели, изнывали. Осознаваемо или нет, чаяли дети Причастия.

В Ильин день в храме села Ильинки Божественную Литургию в сослужении с казанским священником отцом Вадимом Овчинниковым совершал Владыка Тихон, епископ Ишимский и Аромашевский. Кроме него, приехали помолиться в старинный храм, достопримечательность района и области, паломники из села Казанского, других сёл и деревень района, других районов. Этот день для села исторический. Ровно двести лет назад, в 1814 году, каменный храм в честь Ильи пророка — как бы сейчас сказали, «селообразующий» элемент, был освящён. Так началась история попеременно его долголетнего процветания, временного забвения и последующего восстановления, которая сегодня находится, к счастью, на подъёме сей исторической амплитуды.

О том, что предстоит торжество по случаю праздника, выходило объявление в районной газете, передавалось от ильинца к ильинцу по «сарафанному» радио, поэтому ко времени Евхаристии храм был заполнен почти как в хорошем верующем городе. Баба Шура, раздающая просфоры и запивку после Причастия, с радостью отсчитывала десяток за десятком – Таинство приняли 96 человек. «В самые большие праздники в Казанке мы причащаем по семьдесят! – думала бабушка. Обязательно этот день запомню», решила она.

Очередь к Владыке с ложечкой была голосиста и юна. Как в Яблочный Спас благочестивые хозяйки приносят в церква начатки своих плодов, так в тот день на руках у женщин были плоды их любви, приведённые за юбку или привезённые в разноцветных колясках Господу на поклон, Отцу Небесному на благословение. Владыка Тихон имел возможность заметить доминирующее присутствие детской паствы ещё в прошлый свой визит в Ильинку, и он об этом сказал потом, во время проповеди. И правда, почему-то больше всего любят богослужения здесь, как создаётся впечатление, детушки да бабушки. Может быть, это ильинский путь, и детям суждено привести потом в храм некоторых упорных взрослых?

Всю службу от начала и до конца отстояли сын и отец Абрамовы, местные настоящий и экс- руководители.Старший Абрамов, Василий Александрович, был у истоков реабилитации храма, при нём началось его возрождение и ремонт. И Александр Васильевич участвует и помогает сегодня практически во всех инициативах, которые предпринимают его православные земляки, будь то праздничное мероприятие или установка поклонного памятного креста.

«Храм – это место, где люди получают духовное рождение, это Небо на земле. И мы обязаны должным образом относиться к храму, так как через это мы выражаем своё отношение к нашему Создателю и Вседержителю. Когда многие святыни были попраны, храмы разрушены, Господь всё же оставил нам время для того, чтобы мы принесли молитву и покаяние. Сегодня отрадно видеть, что Россия возвращает свои святыни», произнёс Владыка по окончанию Литургии. Он поздравил прихожан храма во имя Ильи пророка с большим юбилеем, преподнёс подарки. Кстати, в ответ Владыке на память об этом событии подарили картину с изображением Ильинского храма, написанную молодым казанским художником Виктором Мосиным. А другие местные таланты епископ Ишимский и Аромашевский смог лицезреть во время концерта, подготовленного сотрудниками Ильинского центра досуга, который состоялся после крестного хода по селу и совместной трапезы, произошедшей прямо у белых стен храма на аппетитном воздухе сельского августа.

Сладкий вкус детства

Воспоминания об Ильинском храме Галины Михайловны Литвиненко, уроженки с.Ильинка:

— Мои предки со стороны и отца, и матери родились в Ильинке. Для меня храм Ильи пророка – это часть моей родины, светлой, доброй, чистой. Мы в детстве жили с бабушками, которые были глубоко верующими людьми, в горнице у них висели образа. Бабушки ходили в церковь на православные праздники, приносили просвирочки из пресного теста, нас угощали. Мне они не нравились, потому что несладкие. Я вспоминаю один момент — лет мне было, возможно, шесть… Мы прибегаем с девчонками в церковь. Плиты, помню, были красивые на полу, металлические, холодные. Заходим в храм босиком и стоим, с ноги на ногу переминаемся. Заметив меня, бабушка зовёт: «Галя, подойди сюда». Подошли к батюшке. Он — с красивым, широким таким лицом. Бабушка подняла меня, и батюшка в ложечке подал мне… что-то. Я выпила это и почувствовала такую сладость! С тех пор я искала вкус этого церковного… кагора что ли – и не встретила…

— Потом я вспоминаю, как качаю в зыбке своего маленького брата Юрия, мне лет 7-8, он упорно не спит. И вот я слышу за воротами шум. Люди разговаривают. Стоит мужчина. Это был Гуртовой Никита Леонтьевич. Он громко говорит: «Сегодня кресты снимают!» Вышла моя бабушка Прасковья Яковлевна, воскликнула: «Это что же делается-то! Люди добрые! Креста на них нет!» Я бросаю своего Юрика в зыбке, бегу к церкви. Там стоит много людей, мужчины работают наверху. Снизу народ смотрит, советует им, подсказывает. Тут и Гуртовой Никита Леонтьич. И так оказалось, что стою яс ним рядом. А он рассказывает: «…иду я сейчас улицей, и стоит старуха Литвиненко – молитсяда ревёт, молится да ревёт!» А я подняла голову, поглядела на него детскими глазами и подумала: «Эх ты, дяденька!..»

— Следующее воспоминание – из школьного возраста, это где-то шестидесятые годы. Мы посещали уроки труда, которые проходили в зале, специально оборудованном для работы по дереву. Девочки выпиливали лобзиком, мальчики работали на станках.А проходили уроки труда в просторном, гулком,пахнущем деревом здании нашего храма – тогда (уже или ещё) бывшего. Икон в нём уже не было. Он ведь был заброшен, и мы с ребятнёй лазали наверх по лестнице, тёмной и узкой, сердце наше замирало от страха, но мы взбирались до самой звонницы, смотрели с высоты на наше село, наши дома…

— И ещё мне запомнилась личность нашего ильинского батюшки Евгения Пуртова. Остался он в моей памяти светлым, добрым и порядочным человеком. Он был молод, но столько в нём было энергии, желания служить церкви и людям – бесконечно! Вот бы больше было таких людей. Мы очень жалеем, что он уехал.

Историческая справка

Храм во имя святого Илии пророка – памятник архитектуры начала 19 века.
Это самый южный храм в стиле сибирского барокко.

Церковь была освящена в 1814г., построена усердием прихожан. Прочна, утварью достаточна, но не вместительна, имеет два престола. Главный — в честь святого Пророка Илии, второй–в честь иконы Знамения Божьей Матери. Здание каменное с колокольней, обнесено каменной оградой с железными решётками.

Церковно–приходское попечительство открыто в 1872 г.
В 1889 году был сделан ремонт. Убранство в храме было богатое. На стенах иконы в позолоченных рамах, дорогих окладах. С потолка свисали хрустальные люстры со свечами. На колокольне висел один большой колокол, и в каждом из окон было видно по одному маленькому. Звон церковных колоколов был слышен в каждом селе теперешнего Ильинского сельского поселения.

В 1914 г. вприходе действовали 2 церковные школы: женская церковно-приходская и школа грамоты в д. Баландиной, содержащиеся на средства церкви и церковно-приходского попечительства. Учительница получала от церкви жалование. В Ильинке также было открыто министерское училище, при котором имелась учительская центральная библиотека с достаточным количеством книг научного характера. В нём обучалось 38 мальчиков и 12 девочек.

В 30-еи 40-е годы 20 века Ильинская церковь была использована для хранения зерна. В послевоенное время церковь, одна из немногих, вновь начала действовать.

В 1961 г. церковь была закрыта, была произведена опись имущества. Часть церковных икон перешла в руки жителей, часть – в действующий собор г. Ишима, большая часть погибла при неумелом хранении. На протяжении нескольких лет помещение церкви использовалось под хозяйственные нужды: мастерские, пекарни, и т. д. За это время здание разрушалось и стало угрожать жителям обрушением.

В 1978 г. по заказу директора совхоза «Ильинский» А. Хабиденова в г. Тобольске был создан проект реставрации церкви, организовать которую так и не удалось.

В 1985 г. директор совхоза В.А. Абрамов организовал капитальный ремонт храма. Восстановительные работы продолжались в течении 7 месяцев. После чего в здании временно разместили сельский музей.

В 1990 г. церковь перешла в ведение верующих.

В 1996 г. была проведена реконструкция и косметический ремонт здания. Силами бригады предпринимателя Г.Б. Вашакидзе по ходатайству директора кооператива «Ильинский» В.А. Абрамова, при содействии главы администрации Казанского района В.И. Барабанщикова и главы Ильинской сельской администрации Крючковой Н.И.

Епископ Тюменский и Тобольский Дмитрий выделил для церкви пять колоколов, которые были установлены в июле 1996 года. В августе этого же года церковь была вновь освящена.
Много сил и лет положили на служение храму местные активисты церковной жизни Вера Никитична Аверина, Елена Васильевна Зырянова, Мария Степановна Селютина, Валентина Андреевна Калентьева, сейчас в нём трудятся Лидия Ивановна Колмогорова, Тамара Ивановна Залевская, Ольга Петровна Штрикер и другие.

Автор Екатерина Терлеева
Фото Екатерина Терлеева и Валерий Медведев

Фото и видео репортаж

При подготовке статьи были использованы материалы из фондов Ильинского и Казанского музеев.


Поделиться статьёй в социальных сетях и блогах

Комментарии закрыты.