Календарь



Поиск на сайте

Наши группы в социальных сетях


      

Русский святой из Сан-Франциско

Пятница Окт 3, 2014

На главную

В субботу 27 сентября в Никольский кафедральный собор города Ишима был принесён ковчег с мощами святителя и чудотворца Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. На следующий день, после участия в Божественной Литургии, проведённой в селе Ильинка, при прекрасной золотой осенней погоде, верующие казанского прихода во главе с настоятелем храма в честь святителя Николая отцом Вадимом Овчинниковым отправились в Ишим, на встречу со святыней.

Ишимский Никольский собор к этому времени был полон желающих поклониться мощам святого угодника, но всё удивительным образом получилось организовать так, что не было ни толчеи, ни давки. Казанские паломники, собравшись вокруг отца Вадима, во время ожидания своей очереди к мощам прочитали акафист святому Иоанну, те, кто хотел, успели приобрести иконы святителя и литературу о нём.

1
После того, как все наши паломники помолились и приложились к ковчежцу со святыми мощами, они организованно переехали в городской дом культуры имени 30 лет ВЛКСМ, где им, вместе с собравшимися там верующими из Абатска, Викулово и Большого Сорокино, предстояло выслушать лекцию о современном русском святом, представителе русской эмиграции, Иоанне Шанхайском и Сан-Францисском.

3

Лекцию о жизни архиепископа — нового чудотворца, о проблеме русской эмиграции произнёс протоиерей Сергий Домнин, клирик тверской епархии Русской православной церкви. В качестве наглядности он продемонстрировал фильм о святителе, снятый телеканалом «Россия», а в завершение встречи подарил в библиотеку каждого из приходов по нескольку экземпляров книги о святом Иоанне Шанхайском, написанной современным писателем Алексеем Алексеевичем Солоницыным.

2

Лекция, так же как и фильм, были настолько интересными, что хочется поделиться увиденным и услышанным с братьями и сёстрами, которые не смогли приехать 28 сентября в Ишим. Конечно, ковчежец с мощами уже уехал (на следующий день святыню увезли в Омск), но с нами (всеми без исключения) остаётся слово о святителе, память о нём и, конечно, его святое небесное предстательство.

4

Слово представителя Синодального отдела по делам молодёжи, протоиреея Сергия Домнина, сопровождающего в путешествии по России ковчег с мощами святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, который переносится из города в город уже в течение 2-х с половиной лет в рамках молодёжной православной духовно-просветительской программы «Духовная связь»:

«Быть может, кто-то из присутствующих в зале помнит, что в 2007 году произошло очень важное историческое событие. К сожалению, наверное, недостаточно в должной мере осознанное среди русских людей современного российского общества. Семнадцатого мая 2007 года был подписан исторический акт о каноническом единстве Русской православной церкви Московского патриархата и Русской православной церкви за рубежом. Этот документ был подписан покойным патриархом Алексием и также покойным ныне первоиерархом зарубежной церкви митрополитом Лавром.
Когда произошло это важное событие, впервые за многие годы иерархи зарубежной Церкви (митрополит Лавр и другие епископы и архиепископы) смогли посетить нашу русскую землю с официальным визитом. Они побывали во многих храмах, епархиях. И везде русские люди встречали их, потомков своих соотечественников, с любовью и радушием. Но при этом также выявилась одна очень важная и серьёзная проблема, которая состояла в том, что, к сожалению, со стороны нашего современного общества нет должного интереса, и не учитываются очень многие уроки, которые мы должны были вынести из истории русской эмиграции.

Чтобы восполнить этот пробел, Святейший Патриарх к пятилетию подписания акта о воссоединении церквей в 2012 году благословил начать реализацию программы под названием «Духовная связь».

Что нам известно о проблеме русской эмиграции начала 20 века? Ведь после трагических событий революции 1917 года за пределами нашего Отечества, не имея возможности вернуться, оказались не сотни, не тысячи, а миллионы наших соотечественников. Больше 2-х миллионов русских оказалось рассеяно по самым разным уголкам земного шара. Русские общины были и в Америке (как в Северной, так и Южной), в Западной и Восточной Европе, в странах Азии и Тихоокеанском регионе. С этого момента, этого «исхода» русского народа можно говорить о факте разделённой русской нации. Потому что 2 миллиона – это огромное количество людей. Русские общины, оказавшись за пределами своего Отечества, в течение поколений хранили свою православную веру и русский дух. И не только смогли сохранить чистоту своей веры, мировоззрения, но и оказали огромное культурное влияние на все государства, в которых они находились.

Сегодня, когда мы начинаем говорить с современными людьми о русских эмигрантах начала 20 века, зачастую мы сталкиваемся с этаким скептическим отношением или, быть может, поверхностным взглядом на эту историческую беду. Наш современник рассуждает таким образом: почему я должен интересоваться судьбой тех людей, которые в своё время покинули Отечество, а не остались здесь, встречая с высоко поднятой головой те проблемы, с которыми столкнулся весь русский народ?.. Такой подход имеет достаточно понятные основания, однако мы можем видеть, как уже в наши дни развивается конфликт на юго-востоке Украины. На наших глазах тысячи людей бегут оттуда, и вряд ли у кого-то есть моральное право осуждать тех людей, которые спасают своих детей, своих немощных родителей, своих больных родственников и просто дорогих и близких людей, покидая регион, который охвачен братоубийственной междоусобной бранью.

Это касается и русских эмигрантов, которые в массовом порядке покидали свою страну в начале 20 века. Все они были связаны какими-то узами, о ком-то заботились – действительно, у них были очень веские причины для того, чтобы сделать этот выбор. Кроме того, очень важно понимать, что только для нас с вами сегодня существование СССР, окончательная победа советской власти является свершившимся историческим фактом. Но абсолютное большинство эмигрантов, покидая Россию после революции, не были в этом уверены. Насколько долго затянется эта междоусобная брань? Большинство надеялось, что пройдёт буквально несколько месяцев, может быть, год – и они смогут с родными и близкими вернуться на родную землю, и снова помогать всеми силами своему Отечеству, народу.

Однако история пошла по другому пути, появилось новое государство – Советский Союз, опустился «железный занавес», и русские эмигранты оказались отрезаны от своей исторической Родины. При этом важно учитывать и то ужасающее положение, в котором оказались эти миллионы русских людей. На примере сегодняшних событий мы также можем видеть, что когда беженцев немного – сто, двести, ну, тысяча – тогда сопредельные государства относятся к ним с сочувствием, привлекаются большие ресурсы для того, чтобы этих людей как-то определить, помочь им. Но когда число беженцев переваливает за сотни тысяч, миллионы – мало какое государство может справиться с таким потоком людей. И в обществе нарастает отчуждённость, неприятие, враждебность по отношению к беженцам. То же самое произошло и с русскими эмигрантами. Среди них было немало замечательных учёных, творческих деятелей, историков. Однако эти их таланты оказались невостребованными в большинстве своём за пределами родного государства, и русские за рубежом были вынуждены влачить очень жалкое существование. Многие умерли от голода. Это было очень тяжким испытанием.
Но при этом представители русской эмиграции были людьми очень патриотичными, глубоко любили свою Родину. Не так, как сегодня наша молодёжь и многие зрелые люди – любят Европу, не упускают случая туда лишний раз съездить, не говоря при этом толком ни на одном европейском языке. До революции же было наоборот – очень многие образованные русские говорили свободно на нескольких иностранных языках, но при этом горячо любили свою страну и стремились приносить ей максимальную пользу.

Опыт эмиграции для нас, как людей верующих, ещё и крайне поучителен, как и поучителен для всего нашего российского общества, потому что это ещё и опыт духовной жизни. Ведь эмиграция по своему составу лишь на первый взгляд кажется достаточно однородной. Если спросить современного человека, кем были эмигранты, то абсолютное большинство, не задумываясь, ответит, что это были очень богатые люди, которые стремились защитить своё богатство… Монархисты, которые поддерживали династию Романовых… И… в принципе, всё!

На самом деле, конечно же, по своему составу эмиграция была очень разнородной. Среди них были и монархисты, и, так называемые по-современному, либералы, и демократы, и социалисты. То же самое касалось и религиозных воззрений. Конечно, большей частью они были людьми крещёными, участвовавшими в тот или иной период своей биографии в церковной жизни. Но были среди них не только воцерковлённые, но и наоборот, те, кто открыто противопоставляли себя православной церкви. Среди творческой интеллигенции, которая оказалась в эмиграции, было немало людей, которые до революции были убеждёнными «западниками», публиковали статьи, в которых критиковали Русскую православную церковь, сокрушались о том, что Русь приняла православие, а не католицизм, например, что мы не идём по западноевропейскому пути… Что интересно и поучительно, все они, оказавшись за рубежом уже не в качестве туристов, посетителей музеев и питейных заведений, а погрузившись в тот быт и вкусив менталитет западной культуры, обнаружив, что здесь они окончательно и бесповоротно, и вряд ли до самой смерти вернутся на родную землю – тогда только переосмыслили значение православия для нашей страны в целом и для каждого из них в частности. И очень интересно и поучительно ознакомиться с этим духовным опытом русской эмиграции сегодня, когда западные ценности насаждаются на каждом шагу уже в пределах нашего Отечества.

Очень интересно прочесть те исторические документы и труды, которые были написаны эмигрантами. Среди них – такие имена, которые мало кому известны. Например, историк Иван Солоневич, который написал книгу «Народная монархия» — изложенную популярным языком русскую историю, написанную совершенно с неожиданного ракурса. Много и других очень интересных произведений – мемуаров, исторических трудов, которые помогают и нам больше ценить свою православную культуру, осознать её роль. Проблема русской эмиграции — это очень важная проблема, которой сегодня, к сожалению, внимания не уделяется.

Поэтому по благословению Святейшего Патриарха было принято решение как-то восполнить этот пробел. Самым первым в рамках мероприятий по программе «Духовная связь» стало принесение ковчега с мощами святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского из Соединённых штатов Америки. Ковчег был принесён два с половиной года назад в Москву, был передан Зарубежной церковью Святейшему Патриарху, и Святейший благословил передать его на хранение в Тверскую митрополию, потому что в 2012 году, когда был принесён ковчег, единственный храм в честь святителя Иоанна Шанхайского у нас в России как раз был в городе Твери. Однако Святейший Патриарх, перед тем как ковчег оставить на постоянное хранение в Твери, благословил принести его как можно в большее количество епархий, сочетая это как раз с подобными встречами, которые мы проводим, рассказывая и о подвиге эмиграции, и конкретно о святителе Иоанне.

Он является одним из наиболее ярких представителей русской эмиграции. Он стал утешением русских эмигрантов в очень тяжёлое для них время. Здесь у нас такими утешителями стали святые нашего времени, имена которых всем известны, такие, например, как святая Матрона Московская. Они утешали русских людей, которые обращались к ним за духовной поддержкой. А для русских людей, оказавшихся за границей, таким подвижником, пастырем, любящим отцом стал святитель Иоанн.

Его называют Шанхайским и Сан-Францисским по наименованиям первой и последней епархий, в которых он служил. Первое его назначение было в город Шанхай в Китае, где была очень многочисленная русская община. Белая армия ведь отступала в нескольких направлениях – в частности, через Сибирь. И люди, в том числе, отсюда, из ваших мест отправлялись в эмиграцию вместе с белыми офицерами, оказавшись потом в Шанхае – городе в то времянастолько нищем, с настолько низким уровнем жизни, что по вечерам, когда темнело, некоторые родители, по свидетельству очевидцев, выбрасывали своих родных детей в мусорные баки, потому что не могли их прокормить. Так что русскую общину там никто не ждал.

Поэтому, когда святителя Иоанна направляли в такой город, на него возлагали большие надежды. И он, как человек высокой духовной подвижнической жизни, сумел через молитву, через опору на помощь Божью и свой опыт, сплотить русских в Шанхае, создать очень мощную общину. На тот момент, когда русским пришлось покинуть Шанхай, там было уже несколько русских театров, русские библиотеки, русские храмы. Всё это было создано при святителе Иоанне, и позволяло русским людям даже в этой азиатской стране не просто существовать, но и духовно развиваться.

Затем святитель Иоанн нёс своё архипастырское послушание в самых разных уголках нашей планеты. Последним местом его служения было Сан-Франциско, где он умер в 1966 году…

Что удивительно, за прошедшие два с половиной года программа «Духовная связь», странствуя из города в город, охватила больше 45 епархий Русской православной церкви, и в наших путешествиях мы здесь, в России, встречаем тех людей, которые помнят святителя Иоанна Шанхайского. Например, в городе Тула ковчег с мощами встречал старенький дедушка-китаец. Как оказалось, он тоже вырос в приюте святителя Иоанна, спустя десятилетия попал в Россию, пронёс через всю жизнь сначала в коммунистическом Китае, а затем в России, православную веру. Недалеко от вас, в Первоуральске, есть пожилая прихожанка, которая в своё время была в Китае и тоже помнит святителя Иоанна. Также вам наверняка будет небезынтересным узнать ещё один любопытный факт о святителе Иоанне. Он был родом из семьи Максимовичей. Этот род был очень известен на русской земле, подарив ей ряд выдающихся людей. Но одним из самых известных представителей этого рода был святитель Иоанн Тобольский. В его честь и назвали принимавшего монашеский постриг родственника, известного нам сегодня как святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский.

Святитель Иоанн, перед тем, как стать епископом, долгое время преподавал в сербской семинарии. И этот этап из его жизни очень важен для тех, кто занимается сегодня воспитанием детей, старается организовать православную молодёжь. Святитель Иоанн считается в Зарубежной Церкви покровителем молодёжного движения. Когда он преподавал в сербской семинарии, было среди семинаристов немало почти неверующих студентов. Что удивительно, под влиянием святителя Иоанна они изменили свои взгляды. Его жизнь стала для них таким прекрасным примером истинности православной веры, что под его влиянием в Сербской церкви появилось множество прекрасных проповедников, истинных пастырей, блестящих богословов, которые сейчас составляют сокровищницу православной мысли.

В заключение хотелось бы привести ещё один очень важный факт о святителе Иоанне. Он горячо любил свою историческую Родину и каждый день начинал с молитвы за Россию. Своим духовным чадам он неоднократно предрекал, что в России снова возродится православие, откроются древние храмы, и что они снова смогут приехать сюда помолиться со всем русским народом. В то время (40-е — 60-е годы 20 века) это казалось нереальным. Это пророчество свидетельствует ещё раз об обилии Духа Святого на святителе Иоанне.

Но эти свидетельства о пророчествах святителя подчёркивают также, как вся эмиграция внимательно, из поколения в поколение, будучи даже отрезанной от России, жадно искала и отслеживала любую информацию о покинутой Родине. К сожалению, этот интерес не был взаимным. Но если в советское время этому существовали какие-то оправдания, то потом, в 90-х и 2000-х, почему у нас об этом почти никто не пытается ни задуматься, ни что-то узнать? Поэтому искренне надеюсь, что эта встреча послужит не только удовлетворению какого-то любопытства, но и станет толчком, чтобы отнестись с особым уважением к святым Зарубежной Церкви. Одним из которых является святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн.

 

 


Поделиться статьёй в социальных сетях и блогах

Комментарии закрыты.