Календарь



Поиск на сайте

Наши группы в социальных сетях


      

Соль на язвы прошлого

Вторник Июн 25, 2019

В конце 2018 года сотрудниками Ишимского музейного комплекса им. П.П. Ершова, Ишимской епархией при грантовой поддержке фонда «Соработничество» был выпущен в свет Божий сборник «Соль земли. Подвижники православной веры в Приишимье. Век ХХ». Его герои – архиереи, священники, диаконы, церковные старосты, чтецы, певцы или просто усердные прихожане, которые не боялись исповедовать свою веру в 20 веке в СССР и стали жертвами политических репрессий. Задача, которую поставили себе организаторы проекта, – рассказать об их жизни и подвиге, помочь в деле поиска новых имён святых земли Ишимской.

Каково значение выпуска сборника «Соль земли» для нашего района? В чём ценность подобных исследований? Не раз, работая над поиском информации по теме православия в годы советских гонений, я слышала негативные отклики в таком духе, что хватит уже писать о расстрелах, в 90-е обсудили – и баста. Незачем сыпать соль на раны и «сеять рознь». Но разве полезнее для болящего организма общества до сих пор стыдливо прикрывать застарелые гноящиеся язвы, которым без дезинфекции правдой нет и не может быть исцеления?

Но вот ко мне в храме недавно подходит одна из наших прихожанок и спрашивает, не располагаю ли я данными о священнике, родственнике её знакомых, который служил в одном из соседних с нами районов и пропал в начале 30-х годов. По уже проторённой тропке поиска я нашла сведения об этом несчастном батюшке в электронной энциклопедии: оказывается, его арестовали и практически сразу же расстреляли ещё в 1932 году, до начала самых массовых репрессий духовенства и остального многострадального народа. А родные столько десятилетий ничего не знали о судьбе предка! Может быть, с выходом сборника что-то прояснится в родословных и других наших земляков.

В начале этого года был напечатан основной тираж книги «Соль земли». В феврале, в день новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Ишиме последовала большая официальная презентация сборника. А первая презентация «Соли земли» в нашем районе произошла 17 мая в Ильинской сельской библиотеке. Я думаю, в этом есть и творческая смелость музейного работника Людмилы Викторовны Инозенцевой, и Божий промысел. Ведь Ильинка – единственное на всю нашу округу село, где жители всё-таки не разрушили свой храм, а в девяностых (как только стало можно) восстановили его первым в районе.

Как показывают архивные данные, именно жители ильинской территории ещё в середине 40-х годов боролись за открытие храма, писали неоднократно в советские инстанции просьбы об этом. И в конце концов власти вынуждены были уступить настойчивости группы ильинских смельчаков (об этом можно прочитать в статье из сборника «Легендарный Яков Максимович»). Правда, потом храм всё же прикрыли, использовали его не по назначению, как и повсюду в стране, но такова уж была государственная политика того времени.

С Ильинкой книга «Соль земли» связана ещё и темой единственного за всю историю Казанского района канонизированного святого. Многие ли знают, что 100 лет назад в Ильинском храме служил священником отец Виссарион Селинин, который прославлен церковью как священномученик? Он пострадал за веру 1 мая 1918 года, служил он тогда уже в Казахстане, и во время крестного хода его зарубили шашками безбожники-красногвардейцы. Это единственный, кто признан святым из всего нашего района, признан официально на церковном уровне. Ему можно молиться, можно при возможности съездить поклониться его святым мощам, которые находятся в казахстанском посёлке Урджар, можно прочесть о нём подробный очерк в сборнике «Соль земли». Его написала прихожанка казанского храма Надежда Орляк, и называется он «Виссарион Селинин – святой земли Казанской».

А на задней обложке книги помещено изображение Абалакской иконы Божьей Матери. Если приглядеться, то можно заметить на ликах Матери и Младенца след от ружейных выстрелов. По иконе стреляли в тире комсомольцы, используя её как мишень. Я видела эту икону своими глазами. Она находится сейчас в храме села Карасуль Ишимского района. Его окормляет отец Илья Мингазов, он несколько лет служил и в Казанском районе. Он первым и показал мне эту икону-страдалицу, и рассказал о её судьбе.

Вот так, незримыми нитями, оказывается, связаны мы, наши предки, наши иконы и наши святые. При работе над статьями для книги я заметила, насколько сильна эта взаимосвязь. Когда я искала в архивных материалах что-то о верующих людях, находила многие фамилии, которые и сейчас в наших краях на слуху. Большинство наших предков были верующими людьми, прихожанами своих храмов, на их пожертвования те и строились, и служили.

И ещё один факт я заметила, теперь уже не столь приглядный. Это почти всеобщее равнодушие, а местами даже агрессия, которую проявляли жители по отношению к церквям, священникам и верующим, когда христианскую веру запретили на государственном уровне.

Получается, что когда сверху приказали не верить в Бога, для наших земляков не стало ничего святого: они с готовностью выбрасывали из церквей иконы, сбрасывали с куполов кресты, на которые сами же и крестились, проходя мимо храмов! Подавляющее большинство церквей в районе разрушили дети тех, кто их строил – это поразительный и поучительный факт. Я до сих пор не понимаю, почему это произошло, может быть, кто-то из читателей книги лучше поймёт и расскажет нам об этом.

Планируется продолжать выпуски подобных исторических сборников, этот заявлен как первый. Как будет собрана информация, последуют и другие. Очень приятно, что в данную книгу поместили много материала именно про наши, казанские, места, про наших предков и про нашу историю. Ведь даже в масштабе целой Ишимской епархии (а это все районы Приишимья) никто до сей поры почти не занимался исследованиями жизни верующих во время советских гонений. Нас ещё со школы приучали говорить о советском периоде либо хорошо, либо ничего. Поэтому если кто-то заинтересуется этой темой (а её можно использовать как основу для научных работ на краеведческих конференциях, разрабатывать студентам исторических и журналистских факультетов), это стоит только поприветствовать. Тема благодатная, обещающая много ценных находок. Потому что она – практически неразработанная целина. Первые шаги сделаны коллективом авторов сборника «Соль земли», остальное зависит в том числе от вас, дорогие земляки. Ищите, да обрящете.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех, кто помогал мне работать, искать, собирать крупицы. Это и работник Ильинского музея Людмила Инозенцева, и сотрудники районного музея и архива, и краевед-любитель Галина Литвиненко, и отзывчивый душой человек Светлана Дацкевич, и Галина Новикова, которая и сама многое узнала о своих предках в процессе нашего сотрудничества, и некоторые другие жители Казанского, Ильинки, Копотилово, Пешнёво, Афонькино. Спасибо за молитвы настоятелю и прихожанам Никольского храма села Казанского.

…А презентация в Ильинке получилась светлым и добрым, истинно христианским событием. Несмотря на разгар огородного сезона, в сельском музее собралось более 30 человек, были и взрослые, и ребята 15-16 лет, что очень порадовало (даже мест не хватило, пришлось ещё стулья доносить). Судя по всему, никто не остался равнодушным, многие захотели приобрести книгу и приобрели впоследствии.

На мероприятие был приглашён настоятель казанского храма иерей Вадим Овчинников, он выступил с небольшим словом. Прозвучала информация об Ильинском храме от бывшего музейного сотрудника Л.П. Лукашовой, где было рассказано о закрытии и открытии церкви, о тех, кто в ней служил. Выступили и приглашённые специально родственники тех, кто упоминается в книге: Г.В. Новикова рассказала о своём дедушке Якове Половодове, С.М. Дацкевич  – о семье своей свекрови. Людмила Викторовна познакомила земляков с очерками, с фото из книги, продемонстрировала старинные богослужебные книги из фондов музея, фото священника Ильина с матушкой.

Во время презентации присутствующие говорили о вере, вере в людей, в себя, вере в Бога. К сожалению, не прошли даром десятилетия  государственного атеизма. И болит сердце, когда стоят пустые храмы, не идёт туда не только молодёжь, но и люди более старшего поколения. Об этом с горечью высказалась Ольга Ивановна Котельникова. Её волнует, что будет дальше, смогут ли наши потомки сохранить память о людях, которые отдали жизнь во имя веры, придут ли они к Богу. Г.М. Литвиненко поделилась воспоминанием о том, как срывали кресты с церкви в 60-х годах. И она, будучи тогда совсем маленькой девчонкой, до сих пор помнит лица тех, кто стоял и смотрел на это. Скорбные лица бабушек и воодушевлённые тех, кто был помоложе.

После мероприятия Л.В. Инозенцева написала мне следующее: «Книга очень поразила меня, не оставила равнодушной. Я была восхищена теми людьми, о которых там повествуется, особенно их готовностью к прощению. Ведь даже на смертном одре они жалели своих мучителей. Поразила и восхитила их сила духа, их вера. Эта книга очень нужна. Она заставляет задуматься о своей жизни: так ли правильно мы живём, можем ли мы что-то исправить? И вправе ли мы это делать?»

И ещё. Не думайте, что «Соль земли» – это про старые дни, про историю. Совсем недавно страну всколыхнул случай в Екатеринбурге, где народ снова восстал против строительства церкви. Потом в одной известной соцсети я прочла удивившие меня своей многочисленностью и ожесточённостью комментарии произошедшего. Тут были и «попы на мерседесах», и «Сталина на них нет», и «опиум для народа»… Кто знает, что нас ждёт в скором будущем. Остаётся надеяться, что в нашем районе больше не станут хотя бы рушить храмы и преследовать верующих. Ну а если народ всё же забудет свою историю и захочет повторить беспредел, то пусть у нас хватит мужества претерпеть до конца и быть той самой Христовой солью земли.

Екатерина Терлеева, фото о. В. Овчинникова


Поделиться статьёй в социальных сетях и блогах

Комментарии закрыты.