Календарь




Православный календарь

Поиск на сайте

Наши группы в социальных сетях


   

Воскресенье Ноя 23, 2014

храм

Перед тем, как было начато строительство храма Святителя Николая Чудотворца в Казанском, местные власти прозондировали общественное мнение по этому поводу. Редакция газеты «Наша жизнь» даже проводила анкетирование среди жителей района, которым предлагалось ответить на вопросы – стоит ли строить храм, и если да, то где. И казанцы удивительно ответственно и неравнодушно отнеслись к опросу. А Светлана Викторовна Бессмельцева все их высказывания систематизировала и проанализировала на страницах газеты. Этот материал вышел в № 72 от 2 сентября 1999 года и назывался он «Как феникс из пепла». Материал интереснейший и дающий пищу для размышлений. Поэтому мы сочли, что не будет лишним воскресить ту газетную публикацию и поделиться ей с вами на нашем сайте.

Как феникс из пепла

Отвечаем на вопросы анкеты

В редакцию поступило 147 заполненных анкет из Казанского и Новоселезнёво, 3 «иногородних» (из Ильинки, Дубынки и Дальнего Травного), 4 письма и обращение от коммунистов села Казанское.
Из 147 заполнивших анкеты жителей Казанского и Новоселезнёво за строительство церкви высказались 125 человек (или семей?), против – 22.
Некоторые из ответивших на первый вопрос анкеты положительно подписывали: «Конечно, строить!», «Давно пора», «Очень одобряю», «Одобряю и привествую!», «Дай Бог!». И почти каждый из 22 противников строительства храма комментировал свой ответ: «Сначала людей накормите, лекарства дешевле сделайте, а потом молитесь, хоть лоб разбейте, проклятые демократы!», «Выплатите детские пособия, а молиться езжайте в Ильинку», «Лучше построить на эти деньги новый водозабор», «Не нужны лишние дармоеды», «Церковь – это сладкая ложь». Однако цифра 22 против 125 смотрится бледновато и неубедительно.

На второй вопрос – о переносе памятника Ленину – одобрительно ответили 84 человека. Не одобрили эту идею 57. В других анкетах вопрос этот вообще остался без ответа. Двое написали, что им совершенно безразлична судьба памятника: «Без разницы. Только к школе его ставить не надо, ведь юное поколение не знает Ленина и знать не хочет». Ещё двое высказались очень резко: «Поставить памятник на плот и пустить по Ишиму», «Сделать с ним то же, что делал Ленин с церквями: разбить и уничтожить».

Некоторые из противников переноса памятника (и строительства церкви) высказывались резко и зло: «Руки прочь от Ленина, не вы его ставили, не вам его убирать», «Убрать Ленина – это нужно грабителям народа», «Мы за советскую власть!». Высказывались и опасливые доводы: «Как бы не пришлось переносить обратно», «Памятник В.И. Ленину – это вечно, а храм – до смены власти». Но большинство противников переноса памятника высказывались спокойно, взвешенно и, как мне кажется, очень разумно: «Не надо впадать в крайности: сносить, переносить. Памятник – это история», «Памятник должен стоять на месте», «Старшее поколение, да и нас учили уважать Ленина», «Большинство людей старшего поколения уважают Ленина. Надо считаться с их чувствами».

Интересно, что многие из тех, кто всей душой за строительство церкви, пишут: «Строить надо. Но в другом месте», «Место выбрано неправильно», «Строить, но не на месте памятника Ленину», «Построить её на прежнем месте». Аргументация их такова: нельзя строить храм напротив дома культуры и рынка.

«Клуб, дискотека и церковь рядом – это несовместимо. Можно представить, что там будет. Церковь должна стоять в тихом и спокойном месте. Я рада, что нашлись деньги на её строительство, вот только бы ещё и место для неё выбрали достойное», – пишет в редакцию Г.С. Дозорова, как бы подытоживая пожелания многих казанцев, горячо поддержавших идею строительства храма.

Как я уже сказала выше, кроме анкет, в редакцию принесли обращение коммунисты и письмо директор СХК «Ильинский» В.А. Абрамов (здесь мы их не публикуем, ввиду размера, но о содержании их каждый может сам догадаться – прим. ред.сайта).

Были и два письма анонимных. В одном (из Казанки) – одобрение: «Мы собрались вот 10 пенсионеров. Газету не выписываем, но решили написать вам, что одобряем строительство храма и перенос памятника Ленину на территорию школы». В другом (из Дубынки) – резкое неприятие: «Пишет вам группа – 50 человек из Дубынки. Мы категорически против того, что памятник В.И. Ленину хотите снести и поставить на это место храм. Это всё вы делаете перед выборами специально, чтобы совсем убить идею коммунизма. В Москве взялись за тело В.И. Ленина, в Казанке – за памятник. Просим напечатать наше письмо в газете, а не напечатаете – значит, ваша демократия липовая. Подписи не ставим, потому что думаем, что будут неприятности» (к этому была ещё приложена вырезка из «Трудовой Тюмени» со стихотворением, где рефреном звучали слова: «Руки прочь от Ленина, мерзавцы, подонки» и т.д.).

Хочется спросить у неведомого автора этого послания: ну как, есть демократия? И почему он подписал только 50 человек, а не 150?

А вообще-то очень печально, что получилось такое противопоставление. В результате – противостояние людей, исповедующих разную веру: в Бога и в Ленина. Но всё же, как видим, большинство высказалось за строительство. Сама эта идея не вызывает неприятия почти ни у кого, протестуют многие только потому, что для построения одной святыни предложено убрать другую. Недаром многие верующие просят построить церковь на другом месте, не на месте памятника Ленину. И не озлобляются, не жаждут мести в виде стирания с лица земли привычного жителям всего района изваяния. И это – истинные христиане.

А быть храму или не быть – решать всё-таки жителям сёл Казанское и Новоселезнёво. Жаль, конечно, что высказались далеко не все. Хотя и 148 – цифра, внушающая уважение. Ведь в одной анкете часто высказываются все члены семьи, даже иногда подписываются все: двое, четверо, пятеро. И если голос этот будет услышан, то возродится православный храм в селе Казанском как феникс из пепла.
С. Бессмельцева

храм2

***

Примечание
Как читатель наверняка уже догадался, изначально рассматривался вопрос и о том, чтобы памятник Ленину демонтировать и перенести, а на его месте (как когда-то на месте языческих капищ) возвести храм. Прошло 15 лет, и мы видим, что и статуя Ленина стоит в парке в самом центре села, и храм на задворки не задвинут – напротив, без его белоснежного силуэта уже не представляется облик районного центра. Храм Святителя Николая (благодаря ли, вопреки ли чьему-либо желанию) ныне стал визитной карточкой села, его достопримечательностью, а для верующих – прибежищем, без которого они уже жизни не смыслят. Младенцы здесь крестятся, туристы фотографируются, а бывшие политработники и атеисты воцерковляются. Самое главное, что сегодня каждый имеет возможность выбрать, пойти 4 ноября крестным ходом на «осеннюю Казанскую» вокруг храма, или 7 ноября – на митинг к памятнику с красными гвоздиками. Или сначала туда, а потом сюда. Свобода и уважение выбора ближнего – это очень важно. Очень по-божески.

(Историю строительства храма и православного прихода в селе Казанское можно прочесть в разделе «Летопись» тут же, на сайте).

храм3

Экскурс в историю подготовила Екатерина Терлеева


Поделиться статьёй в социальных сетях и блогах

1 комментарий »