Календарь




Православный календарь

Поиск на сайте

Наши группы в социальных сетях


   

Пятница Сен 22, 2017

Абалакская

Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» – один из первых иконописных образов Богородицы, который живописует Её сидящей и молитвенно воздевающей руки; на груди Её благословляющий Божественный Младенец. Иконы типа «Знамение» появились на Руси в 11-12 веках, а называться так стали после чудесного знамения, случившегося в 1170 году при защите от неприятелей Великого Новгорода. В 1812 году перед иконой «Знамение» воины новгородского ополчения поклялись разбить вторгшиеся на территорию России войска Наполеона. Многочисленные списки с чудотворной иконы известны по всей России, прославились чудесами и были названы по месту явления чудес. К ним относится и икона Абалакская (на фото).

 «Хулиганские действия» против духовенства

В настоящее время, при неверии и развращённости народных масс, приобретают большое значение подвижники, на которых лежит обязанность спасти народ от развращённой жизни.

Епископ Аркадий (Ершов), 1930 год

Один из пределов храма в нашей Ильинке посвящён Абалакской иконе Божьей Матери «Знамение». В нём долгое время служил священник, в жизни которого эта икона играла мистически значимую роль.

Ксенофонт Матвеевич Дюков родился 28 декабря 1874 года в Тобольске в семье псаломщика. В возрасте 20 лет он, следуя по отцовским стопам, окончил Тобольскую духовную семинарию. Некоторое время служил, как и отец, псаломщиком.

20 августа 1895 года его рукоположили в священника к церкви Илии пророка села Ильинского Ишимского округа Тобольской губернии. Молодой священник оказался активным и нестяжательным: имеются сведения, что он состоял безмездно (т.е. отказавшись от заработной платы) заведующим и законоучителем Ильинской церковно-приходской школы, поначалу и вовсе помещавшейся в его квартире. Также он преподавал Закон Божий в сельской министерской школе. В 1896 году отец Ксенофонт  открыл школу грамоты в приходской деревне Баландиной. Священноначалие оценило рвение пастыря, избрав его на должность благочинного 2-го округа Ишимских уездных церквей Омской епархии. Одна за другой находили батюшку и церковные награды: благодарность епархиального начальства за труды на поприще народного образования, камилавка и наперсный крест.

А ведь ко всему этому у Дюковых была большая семья. Восемь славных ребятишек как бы олицетворяли нескончаемый поток Божьих благословений, проливающихся на уважаемого всеми священника.

Но вот пришёл переломный семнадцатый год. Что-то изменилось в тогдашней епархиальной жизни, и отец Ксенофонт переехал в Омск, где в 1918 году был возведён в сан протоиерея. Служил он в омской церкви, посвящённой всё той же Знаменской иконе Богоматери.

Вставка:

Епископ-мученик
История строительства Знаменской церкви связана с деятельностью выдающегося архипастыря, священномученика  Андроника (Никольского). Бывший епископ Киотский (Япония, 1906–1908 гг.), викарий Новгородский, Андроник был назначен епископом Омским и Павлодарским 8 марта 1913 года. В конце 1913 г . в его епархии приняли решение о строительстве Знаменского храма. В связи с Первой мировой и гражданской войнами церковь возвели и освятили только в 1918 году. А 3 Июня 1918 последовал арест архиепископа Андроника. По свидетельству участника расправы, в ночь с 6 на 7 июня священнослужитель был живым закопан в землю.

Переезд в Омск стал роковым для отца Ксенофонта. В 1931 году ОГПУ затеяло групповое дело под громким названием «Контрреволюционная организация церковников г. Омска», по которому арестовали 49 человек – верующих с разных приходов, разных взглядов и разных возрастов. Их объединяло лишь то, что они были православными христианами и служили Церкви.  Обвинения задержанным предъявлялись самые разнообразные, например, в оказании материальной помощи ссыльному духовенству и тому подобных безобидных, с точки зрения нашего времени, вещах.

Против обвинения в контрреволюционной агитации на следствии о. Ксенофонт возражал: «Таких обобщений, что современная молодёжь пала нравственно, что якобы всюду среди молодёжи наблюдается разврат, я не делал. Отдельным гражданам жаловался на озорные действия детишек. Эти хулиганские действия происходят благодаря тому, что советская печать, кино и школа направляет молодёжь и вообще население против духовенства».

Но до пыток и бессудных расстрелов тридцать седьмого было ещё сравнительно далеко. А тогда, в сентябре 1931-го, не найдя в действиях батюшки Ксенофонта состава преступления, его выпустили на волю, дело же было прекращено Омским оперсектором ОГПУ.

После освобождения священник жил в Ишиме (в то время ещё относящемся к Омской области). Правда, спокойный провинциальный город не укрыл его от дамоклова меча предстоящих мучений.

Вновь отца Ксенофонта арестовали июньской ночью 1937 года «в числе 75 человек, имевших или ранее носивших духовный сан». Продержав душные летние месяцы батюшек в заточении, в конце августа «тройка» Омского УНКВД приговорила их к расстрелу. Отец Ксенофонт был расстрелян 26 августа 1937 года в Омске.

Покойного батюшку реабилитировали 15 сентября 1956 года.

Собирая биографические данные о Ксенофонте Дюкове, я обнаружила в списке репрессированных 45 его однофамильцев. Среди них – пекарь, извозчик, хлебороб. Электромонтёр чугунолитейного завода. Есть даже сотрудник районной газеты. Есть и ещё священник. Страшна война государства против своего народа, не дай Бог такого пережить никому. Однако так и не удалось мучителям выхолостить из нашего народа его божественные черты: незлобие и всепрощение.

Автор интернет-проекта «История омских храмов» Наталья Лебедева познакомилась с правнучкой Ксенофонта Матвеевича Еленой, которая живёт в Риге. Вот что Наталья о ней сообщает: «Меня поразила её глубокая религиозность. Елена пишет: «Знала бы, как звали душегубов из «тройки», молилась бы за них. С таким грузом перед Господом предстать – страшнее не придумаешь!»

Так выглядел протоиерей Ксенофонт во время его служения в Знаменской церкви.

Так выглядел протоиерей Ксенофонт во время его служения в Знаменской церкви.

Фото с сайта www.omsktime.ru

Агитация в виде конфеток

Впервые небольшую часовенку в ограде Абалакского мужского монастыря я заметила и посетила только в нынешнем году. Она снежно-белая как снаружи, так и изнутри, без росписей и фресок. Храм-часовня в честь Новомучеников и Исповедников Российских была построена и освящена здесь всего пять лет назад.

В подземелье часовенки сутки напролёт теплится лампадка рядом с раскрытой Псалтирью – для поминовения усопших. Изречение «Помни о смерти и вовек не согрешишь» здесь можно прочувствовать, как нигде: если подойти к мраморным постаментам, расположенным вдоль стен и заглянуть в окошечки, проделанные в них, можно с непривычки испугаться. В этих хладных гробницах, называемых оссуариями, сложены пожелтевшие черепа и кости. На некоторых черепах можно разглядеть следы, будто от ран. Кто были сии люди, как сюда попали их останки, я поинтересовалась у словоохотливого монастырского послушника. Но ничего вразумительного не узнала, кроме того, что косточки были обнаружены во время восстановительных работ на территории монастыря. Так что тайна жизни и смерти этих людей сокрыта от нас, видимо, до всеобщего воскресения.

А недавно один знакомый краевед-любитель поведал мне, что на территории Абалакского монастыря в советские годы велись тайные захоронения жертв репрессий. Да и сам монастырь не избежал нападок безбожников.

«С самого начала советской власти большевики стали проводить грабительскую политику: отобрали у монастыря здание гостиницы, построенной игуменом Антонием. В ней предполагалось разместить исполком, замотдел, училище, квартиру и больницу. На самом же деле ничего из этого сделано не было» – писал в Сибирской православной газете студент духовной семинарии Антон Зольников.

Участь монастыря сполна разделили и его насельники. Антон упоминает в статье  нескольких из них. «В 1921 году указом Святейшего Патриарха Тихона на должность настоятеля Абалакского монастыря был назначен архимандрит Аркадий (Гусев). В апреле 1930 года он был обвинён в антисоветской деятельности и арестован. Решением «тройки»  ППОГПУ по Уралу от 28 мая 1930 года заключён в концлагерь на три года, но ввиду преклонного возраста освобождён от наказания. Реабилитирован 2 августа 1989 года.

Иеромонах Николай (в миру Алексеев Николай Алексеевич, родился в 1867 году) помогал монастырю тем, что ездил в столицу для сбора пожертвований. В 1937 году был арестован и обвинён в том, что состоял в контрреволюционной организации церковников. Постановлением «тройки» при УНКВД Омской области от 10 октября 1937 года приговорён к расстрелу. Через два дня приговор был исполнен. Реабилитирован 11 января 1993 года.

Монах Михаил (в миру Жучков Михаил Яковлевич 1868 года рождения) был обвинён в том, что являлся членом «контрреволюционной повстанческой организации духовенства, подготавливающей вооружённое восстание против советской власти». Так же, как и иеромонах Николай, был приговорён тройкой при УНКВД Омской области к расстрелу 10 октября 1937 года. Реабилитирован 30 декабря 1956 года.

Иеромонах Герман, в миру Осипов Герман Ефимович, родился в 1877 году. Происходил из мещан Новгородской губернии. В 1936 году за неуплату государственного налога приговорён к году исправительно-трудовых работ.

Отец Герман отличался ревностью в церковном богослужении и любовью к детям, что сильно раздражало его гонителей. Из обвинительного заключения: «Не проходило ни одного дня, даже незначительного праздника, чтобы Осипов не служил в церкви и довольно продолжительное время. Особенно он служил в те дни, когда следовало проводить собрания населения для проведения тех или иных мероприятий, что приводило к их срыву. Дети-школьники под влиянием своих родителей и частого посещения церкви не воспитываются в антирелигиозном духе, а, наоборот, в школе приводят церковные цитаты и даже отказываются в школе писать сочинения на тему: «Враги Советской власти – попы и монахи». Осипов Г.Е. систематически проводил антисоветскую агитацию среди местного населения, одновременно дискредитируя новую Конституцию СССР. Кроме того Осипов, с контрреволюционной целью, заманивал на квартиру детей, угощая их различного рода сладостями».

В марте 1937 года отец Герман был арестован за антисоветскую агитацию среди местного населения. Сохранился протокол допроса 1 марта 1937 года, где он смело отвечает: «Новая конституция ничего не дала народу – это я сказал потому, что церковь не открывают, а конституция предусматривает свободу совершения религиозных обрядов и верований. Я недоволен тем, что на меня накладывают налоги, а дохода у меня нет, так как я за совершение обрядов не получал, а совершал их бесплатно. Я детей люблю, и в том, что я их угощал конфетами, цели у меня не было». Других обвинений, видимо, коммунисты представить не могли.

21 июля 1937 вышло постановление спецколлегии Омского областного суда: «лишить свободы сроком на пять лет». Дальнейшая судьба иеромонаха Германа неизвестна, в материалах дела сведений об этом нет. Зато из материалов следствия НКВД видно, что это был человек святой жизни и необычайной кротости. Впоследствии выяснилось, что предъявленные ему обвинения были безосновательны, а в его высказываниях не содержалось никаких призывов к свержению, подрыву или ослаблению советской власти. На основании ст.15 закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» иеромонах Герман (Осипов) был признан невиновным и реабилитирован 15 ноября 1999 года».

Абалакский же образ Богоматери «Знамение», по праву называемый «главной иконой Сибири», некогда объединявшей православных на великие дела, бесследно исчез. Он пропал то ли в перипетиях гражданской войны, то ли позже, во время ликвидации монастыря, либо во время чекистской операции по поиску царских вещей в тридцатых годах. Но списки с этой иконы так же широко распространены по крещёному миру, как и встарь. И очень хочется надеяться, что молитвы о прекращении разделения народа на классы и кланы возносятся ко Христу Его Пречистой Матерью и будут услышаны. И что кровь праведников больше не прольётся.

Возможно, что здесь покоятся останки кого-то из Абалакской братии или других исповедников веры

Возможно, что здесь покоятся останки кого-то из Абалакской братии или других исповедников веры

 

Екатерина Терлеева

Фото автора

 

 

 

 

 


Поделиться статьёй в социальных сетях и блогах

Комментарии закрыты.