Календарь




Православный календарь

Поиск на сайте

Наши группы в социальных сетях


   

Суббота Мар 15, 2014

1

Белые пятна в истории района. Иногда они располагаются на месте самых важных когда-то в жизни наших предков – культовых – сооружений. Вот стояла на некоем видном месте высокая, крепкая, на века срубленная или старательно выложенная красным каменьем церковь, а прошли несколько десятилетий – ладно, если стены или фундаментный остов напоминают о её существовании. На сем непопираемом месте можно возродить дом Божий или хотя бы поставить памятный крест. Но зачастую вместо всего этого фактического материала – белое, подобное незрячему оку, пятно забвения.

С Копотиловским храмом история так и вообще загадочная. Хотя к нему имеют отношение довольно красочные воспоминания старожилов села. Точнее, бабушек-старожилок. Одна из них, Копотилова Елизавета Тихоновна 95-ти лет, рассказывает: «В праздник Сретения Господня сельские жители – прихожане и гости из окрестных деревень устраивали широкие гуляния. Основной забавой были катания с ледяных горок. Самое красивое зрелище – это катание на запряжённых тройках лошадей, украшенных разноцветными шёлковыми лентами, гарусными опоясками и колокольчиками на дугах». Праздновалось Сретение столь громко, потому что это был престольный сельский праздник. Именно в честь Сретения Господня была построена в самом центре села (говорят, там, где сейчас школьная спортивная площадка) местная церковь. Только вот вопрос – когда?

В «Справочной книге Омской епархии» И. Голошубина, составленной на основании епархиального постановления 1912 года, о Копотилово значится следующее: «Посёлок Копотиловский Ильинской волости Ишимского уезда находится в 8 верстах от села Афонькинского. Приход нештатный, открыт в 1912 году; отдельного церковного хозяйства не имеет. В состав прихода входят: посёлок Копотиловский с населением мужского пола 490 душ, и женского пола 519 душ; деревня Синицына муж. пола 221 душа и жен. пола 221 душа; деревня Пешнёва муж. пола 189 и жен. пола 185 душ. В д. Копотиловой имеется молитвенный дом. Школ в приходе нет никаких. Приходом заведует особый причт, состоящий из священника и псаломщика. Священник получает жалованья от общества 300 руб. и кружечного дохода до 300 рублей в год. Псаломщик получает 100 руб. от общества и до 100 рублей кружечного дохода».

Короче говоря, до 1912 года никакого Сретенского храма в Копотилово не было. А уже через пять лет наступала эпоха, которая и вовсе не предполагала какого бы то ни было храмоздательства. За «религиозную пропаганду» расстреливали, загоняли в концлагеря – какое там религиозное строительство! Когда успели построить, когда послужить, когда успели такие весёлые праздничные традиции сложить? По счастливому случаю, Светлана Петровна Зворыгина, заведующая районным краеведческим музеем, на день моего к ней обращения как раз систематизировала материал о храмах района, и для этого, в том числе, собирала сохранившиеся свидетельства копотиловских краеведов (надо обязательно упомянуть активное участие в восстановлении исторической памяти Светланы Александровны Аржиловской). Так вот, снова случайность это или что, но именно в 2014 году храму в Копотилово сто лет! Исполнилось бы.

2

В тридцатых годах (некоторые называют дату точнее: 1937-й) церковь закрылась. Велись ли в ней вплоть до того момента службы, или просто стоял пустым и притихшим этот небольшой одноэтажный деревянный храмик? Рассказывают, что он был обустроен по всем правилам: с куполом, колоколами. Чтобы представить облик здания, от которого сейчас не осталось даже фотографии, можно привести любопытное замечание копотиловцев: им их церковь очертаниями напоминала наружность Абалакского монастыря, что под Тобольском, лишь в уменьшенном виде.

Марии Тихоновне Бородиной сейчас 88 лет, а в те годы было чуть больше десяти. Она вместе в другими ребятишками бегала в школу мимо церкви, частенько заглядывая в церковную таинственную нутрь. Службы уже не проводились, но детвору всё равно манили к себе нездешние тишина, чистота, красота. Копотиловцы помнят фамилию своего священника – поп Оборин, сын у него был лет двадцати по имени Николай. Звонарём служил Трофим («Тришечка») Ушаков. Рядом стояла избушка, в ней жила убогонькая женщина-«просвирня», по прозванию Криворучка. Вспоминают, что позднее кто-то из них «вместе с множеством деревенских добрых мужиков» взят был «по линии НКВД». Е.Т. Копотилова не говорит, как и куда исчезла церковь: «Когда, кто её разобрал, мы не видели. Пришли с работы, а от церкви нет и следа». В связи с этим событием называют несколько имён – руководителя политотдела и мужиков, но я сознательно не публикую сведений о местных геростратах. Кто-то предполагает, что крепкие брёвна сгодились населению на собственные строительные нужды. Вот такая недолгая, полная загадок и почти забытая маленькая жизнь деревенской церкви.

Верующие жители Копотилово продолжали ходить в храм, но уже в Ильинку, благо до этого села лугом было всего 8 километров, местные даже протоптали в лугах короткий путь. Теперь его, наверное, смогут найти лишь те самые копотиловские бабушки. Потому что тропинка к храму со временем заросла.

3

Екатерина Терлеева
Фото Валерия Медведева

Дополнение:
Оборин Иван Васильевич
Родился в 1881 г., Тобольский р-н, д. Лосеве; священник.
Проживал: с. Копотилово Казанского р-на..
Арестован 29 июля 1937 г.
Приговорен: тройка Омского УНКВД 25 августа 1937 г.
Приговор: ВМН Расстрелян 2 сентября 1937 г. Место захоронения – Ишим.
Реабилитирован в июле 1989 г.
Источник: Книга памяти Тюменской обл.


Поделиться статьёй в социальных сетях и блогах

Комментарии закрыты.