Календарь



Поиск на сайте

Наши группы в социальных сетях


      

Восхождение ко Христу

Среда Дек 3, 2014

099

(Слово на Введение во Храм Пресвятой Богородицы)

В благодатной тихости своей приближается празднование вхождения во храм Приснодевы. Это событие отмечено в Евангелии лишь многозначительным молчанием, так, как будто его и не было. Мы не удивляемся тому, ибо уже знаем, каким священным молчанием окружена в нем тайна «смирения Рабы Господней», и заранее смиряем себя в послушании ему, как ни просит испытующая мысль и любящее сердце хотя бы малого о том приоткрытия. Его дает скупо лишь церковное предание. И это священное молчание не обедняет, но обогощает душу, оно исполняет ее чувством невыразимости и неописуемости торжественного ЕЕ восхождения к горе Сионской, во святая святых храма Иерусасалимского, и от этой наполненности духовной веселится сердце.

Не имея евангельского свидетельства , мы пророчественно призываемся очами духовными созерцать небошественное сие восхождение, в коем ЕЕ провождает Церковь Ветхозаветная и встречает ликами ангельскими Церковь Новозаветная: ибо Она сама есть этот Завет Бога с человеками , Ветхий и Новый и Вечный, и первосвященник по чину Авраама передает принятое сокровище грядущему в мир Первосвященнику по чину Мелхиседекову… Но как трудно воспринять таящееся в этом молчании, — не праздно и бездейственно, но творческим усилием, и как неприметно на место его вкрадывается рассеянность и пустота. Как легко спугивается в душах тишина громами войны и крикливостью внешних событий, и в них воцаряется вместе с испугом забота с многотрудностью дня, со всею ее цепкостью. И день праздника оказывается будним: пусто в храме, сколь многие против воли лишаются даже и того, что требует лишь наименьшего усилия, — участия в богослужебном праздновании этого Богородичного дня, который уже озаряется первыми светами грядущего Рождества Христова: «Христос рождается, славите». И в этот день нас настигает сумрачное некогда или не до того, и посещение богослужения становится для многих как бы непосильною роскошью. А это внешнее бессилие не подменяется ли и внутренним, а неприсутствие — забвением, молчание-обобранностью души. Нам не надо уже сопровождать в храм восходящую в него Богородицу. Так совершается победа князя мира сего, победителя над душами. Да будет же вырвана у него эта победа радостью духовной, которая не отлетает, но вопреки всему чудесно подается чуткому сердцу и в дни мировой брани и среди мирового торжища. Ибо «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, и не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин. 3,8).

Образ шествия во храм Богоизбранной Отроковицы стоит пред нами и зовет к себе и за собой. Куда и к чему этот зов? От мира к Богу. Восходящая во Храм Отроковица оставляет мир со всеми его благами, чтобы отдаться жизни иной чем в мире, и эта инакость есть Ее иночество, сначала с пребыванием в храме, а после и вне его… Что может каждый из нас расслышать в этом зове? Не смеем притязать на полноту и возвышенность этого подвига, но нет иного пути к Богу. Он отнюдь не есть лишь монашеское служение, но необходимо объемлет всякое посвящение себя Богу в сокровенности, ибо к каждому обращена заповедь Христова о любви : «возлюби Господа твоего всем сердцем твоим и всею душею и всем разумением твоим»(Второзак. 6,5; Мф. 22,37). В сердце человеческом пламенеет светоч этой любви к Богу, и сним мы призываемся, вместе и вслед за Приснодевой, совершать и свое восхождение. Неровным светом он горит в нас, то вспыхивая, то угасая. В своей свободе мы властны посвятить себя Богу, но и затвориться в себе, предаться миру и в нем омертветь. Мир же не легко уступает то, чем завладевает. Поэтому в человеке всегда происходит борьба духовная за его святая святых, и мы призываемся к ней со всей силой, со всей непримиримостью. Таково должно быть в нас и наше жизненное участие в ныне празднуемом, не со-радование только, но и со-подвижничество, ибо Богоотроковица, по ступеням восходя во храм, восходила и к крестному Своему подвигу. И этой свободы в избрании своего пути не могут лишить нас силы мира своим насилием, если мы сами не отдадимся ему духовно.

Восхождение из мира Богородичное ответствуется нисхождением к миру Божественным, происходит встреча Бога с человеком, устанавливается союз богочеловеческий. Вхождение во храм Приснодевы не есть лишь одно из ряда событий в ЕЕ жизни, но оно осуществляется внне времени, как исхождение из тьмы, укоренение творения в Боге. В нем заключена великая святыня человеческой детскости со всеми в нней таящимися возможностями и упованиями. Из недр прошлого, от ограды Эдемского сада, который сокрылся от первозданного человека после его падения, путь восхождения во святая святых возводит к пещере Вифлеемской, месту Богорождения. Завершается же он и обетованным грядущим храмом на горе Сионской и «святым Иерусалимом, который нисходит с неба от Бога, он имеет славу Божию»(Откр.21, 10-11). Но человечеству первому надо начать свое к Богу восхождение , дабы Он ответствовал Своим к нему нисхождением. Это предварение совершилось в Пресвятой Богородице, введенной во Святая Святых ветхозаветным первосвященником и имеющей вместить во «чреве Своем, пространнейшем небес» Невместимого. Творец вопросил Свое творение, которое Ему ответствовало не словом, движением, в священном молчании. Этот образ святейшего детства, посвященного Богу, во всей его беззащитности, но вместе и неотразимости, сладкою силою овладевает сердцем. От него отречься, ему изменить в забвении или слепотством значило лишить себя святыни и своего собственного детства, которое помимо сознания хранится в глубине души. И эта святыня нашей собственной души связана таинственно и неизреченно с ведением о том, что «ныне в Храме Божием ясно Дева является и Христа всем предвозвещает».

Потщимся же ответным усилием отозваться на этот зов праздника, в нашей душе звучащей. Подвигнемся мыслию и волею, освятимся молитвою, возгоримся любовию к Восходящей чрез храм земной в небесный и нас с Собою возводящей. Не неподвижность наша, которая неизбежно становится и противление, но усилие к восхождению духовному да будет ответным откликом нашей души. Аминь.

Неизданная проповедь протоиерея Сергия Булгакова . Годы жизни (1871-1944)


Поделиться статьёй в социальных сетях и блогах

Комментарии закрыты.