Символ веры
«Символ веры» – это самое короткое и точное определение христианской веры и изложение основ христианского вероучения.
Он состоит из 12-ти частей (членов), в каждом из которых содержится особая истина, или, как еще называют, догмат христианской веры.
1-й член говорит о Боге Отце, со 2-го по 7-й – о Боге Сыне, 8-й – о Боге Святом Духе, 9-й – о церкви, 10-й – о крещении, 11-й и 12-й – о воскресении мертвых и о вечной жизни.
«Символ веры» был утвержден на 1-ом и 2-ом Вселенских соборах (325 и 381 годах). «Символ веры» исполняется хором, и каждый член отмечается ударом в колокол. В некоторых церквях все молящиеся поют его вместе с хором. Перед пением «Символа веры», дьякон восклицает «Двери, двери, премудростию вонмем». В наше время это означает, что мы должны закрыть наши «сердечные двери» от всего постороннего и приготовиться услышать «премудрое слово».
«Символ веры» произносится принимающим крещение («оглашенным») во время совершения Таинства Крещения. При крещении младенца «Символ веры» произносится восприемниками. Кроме того, «Символ веры» соборно поется верующими в храме на Литургии.
Каждый христианин должен не только знать «Символ веры» наизусть, но и хорошо понимать его смысл. Для этого Вашему вниманию представлено краткое объяснение каждого члена «Символа веры» по отдельности.
Часть (член) |
Как произносится в храме |
Русский эквивалент |
Объяснение |
1-ый |
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. | Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. | Верую – верю, я убежден. |
2-ой |
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша. | (Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено. | Единороднаго – единственного; прежде всех век – прежде всякого времени, от вечности; единосущна Отцу – имеющего одинаковое существо (природу) с (Богом) Отцом; Им же вся быша – и Им, то есть Сыном Божиим, все сотворено. |
3-ий |
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. | Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком. | воплотившагося – принявшего на Себя тело человеческое; вочеловечшася – сделавшегося человеком, подобным нам, но не переставая быть Богом. |
4-ый |
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена. | Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного. | Иисус Христос был распят за нас – Он крестною смертию Своею избавил нас от греха, проклятий и смерти. Слова при Понтийстем Пилате указывают на время, когда Он был распят. Понтий Пилат – римский правитель Иудеи, которая была покорена римлянами. Он страдал и умер не Божеством, а человеком, и не потому, что не мог избежать страдания, а потому, что восхотел пострадать. Слово погребен удостоверяет, что Он действительно умер и воскрес, ибо враги Его приставили даже стражу ко гробу и запечатали гроб. |
5-ый |
И воскресшаго в третий день по Писанием. | И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими). | воскресшаго – ожившего; по Писанием – согласно со Священным Писанием, где пророки предсказали, что Он воскреснет из мертвых в третий день. |
6-ой |
И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. | И восшедшего на небеса и седящего одесную Отца. | восшедшаго – вознесшегося; одесную – по правую сторону Бога Отца. |
7-ой |
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. | И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству, Которого не будет конца. | паки – опять, во второй раз; мертвых – умерших, которые тогда воскреснут; Его же Царствию не будет конца – после суда настанет бесконечно царство Его. |
8-ой |
И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. | (Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков. | Животворящаго – дающего жизнь; спокланяема и сславима – Духу Святому следует поклоняться и прославлять Его наравне с Отцом и Сыном, то есть Дух Святой равный Богу Отцу и Богу Сыну; Глаголавшаго пророки – Дух Святой говорил через пророков. |
9-ый |
Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. | (Верую) и во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь. | Соборную – согласную, единодушную, охватывающую людей со всей вселенной; |
10-ый |
Исповедую едино Крещение во оставление грехов. | Исповедую одно крещение во оставление грехов. | исповедую – открыто признаю словом и делом. |
11-ый |
Чаю воскресения мертвых. | Ожидаю воскресения мертвых. | чаю – ожидаю; |
12-ый |
И жизни будущаго века. Аминь. | И жизни будущего века. Истинно так. | И жизни будущаго века – настанет после всеобщего суда вечная жизнь; Аминь – истинно так. |
Церковь хранит «Символ веры» с Апостольских времен, и никому и никогда нельзя ни убавить, ни добавить что-либо к этому Символу.