Календарь



Поиск на сайте

Наши группы в социальных сетях


      

Боролись не оружием, а словом правды

Понедельник Фев 7, 2022

В воскресенье, 6 февраля, в этом году совершается поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Этот день называется Собором новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Двадцатый век стал особенно трагическим для России, миллионы жителей которой пали не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убитых и замученных было множество православных мирян, монахов, священников, архиереев. И хоть обычно в приговорах, осуждавших исповедников веры на заключение и смерть, писалось нечто выдуманное вроде работы на заграничные разведки и участия в контрреволюционных заговорах, единственной виной этих людей была твёрдая вера в Бога.


А вот официально в советское время гонений на религию якобы не было. И это несмотря на повсеместную атеистическую пропаганду. Поэтому сегодня те, кто доверяет советским печатным источникам, до сих пор сомневаются в том, что новомучеников убили за веру, а не за преступления против государства. И безвинно убитые люди в массе своей до сих пор являются жертвами клеветы и наговоров, хоть на церковном уровне давно уже почитаются как святые. Особенно это относится к умученной святой семье последнего русского царя Николая, память которого до сих пор оплёвывается мало знакомыми с историей Отечества людьми.
Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской произошло на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий. К лику святых тогда были причислены более тысячи новых мучеников.
Этот выпуск православного календаря будет целиком посвящён памяти новомучеников и исповедников, прославляемых в феврале. В нём можно прочесть о судьбах некоторых из них. При этом особенно хочется выделить те случаи, которые свидетельствуют, что и в предвоенное, и военное время, когда нужно было ценить и беречь каждого соотечественника, гонения на верующих не останавливались. Этот факт советской государственной политики особенно поражает.
Достойно удивления и то, что почти каждый день в феврале отмечен почитанием каких-либо мучеников, явленных в 20 веке, то есть каждый день раздавался чей-то вопль к Богу и проливалась чья-то кровь…

Поездка к поклонному кресту в село большие Ярки — фоторепортаж

Православные праздники февраля

Сплошные седмицы:
с 14 по 20 февраля — Мытаря и фарисея,
с 28 февраля по 6 марта — Сырная седмица (Масленица).

1 февраля
Священномученика Петра Скипетрова пресвитера (1918); священномученика Николая Восторгова пресвитера (1930); мученика Феодора Гусева (1940).
2 февраля
Священномученика Павла Добромыслова, пресвитера (1940).
3 февраля
Священномученика Илии Березовского пресвитера (1938).
4 февраля
Священномучеников Иоанна Успенского и Евфимия Тихонравова пресвитеров (1938).
5 февраля
Преподобномученика Серафима Булашова, преподобномучениц Евдокии Кузьминовой и Екатерины Черкасовой, мученицы Милицы Кувшиновой (1938).
6 февраля
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Мученика Николая Цикуры (1918).
7 февраля
Священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого (1918); священномученика Петра, архиепископа Воронежского (1929); священномученика Василия, епископа Прилукского (1930); священномученика Стефана Грачёва пресвитера,мученика Бориса Заварина (1938).
8 февраля
Мученика Иоанна Попова (1938).
10 февраля
Святого Феодора Богоявленского исповедника , пресвитера (1933); священномучеников Игнатия, епископа Скопинского, Владимира Пищулина пресвитера и преподобномученика Варфоломея Ратных, мученицы Ольги Евдокимовой (1938); преподобного Леонтия Стасевича исповедника (1972).
Преподобноисповедник Леонтий родился в 1884 году в Люблинской губернии. У родителей-крестьян он был единственным поздним ребёнком. Родительский дом часто посещали странники, которых отец приглашал ночевать. В благодарность за приют они пели духовные стихи, повествующие об угодниках Божиих, Святой земле и обителях.
В 1910 году поступил в Яблочинский монастырь, где позже был пострижен во иеромонаха. В 1916 году иеромонах Леонтий был определён в Московский Богоявленский монастырь. Живя в Москве, он встретил однажды на улице блаженного, и тот сказал ему: «Придёт время, тебя поведут по улице и прикладами будут погонять».
В 1922 году Патриарх Тихон назначил отца Леонтия настоятелем монастыря в Суздале, а через 2 года возвёл его в сан архимандрита.
В 1929 году власти предприняли очередную попытку закрыть храмы в России. Новым законом был запрещён колокольный звон; начались массовые аресты священнослужителей и мирян.
«Звон тогда был запрещён, — рассказывал впоследствии отец Леонтий. — А мне так захотелось Господа прославить. Залез на колокольню и давай звонить… Спускаюсь, а меня уже встречают с наручниками». 3 февраля 1930 года архимандрит Леонтий был арестован и заключён в тюрьму во Владимире.
2 марта тройка ОГПУ приговорила архимандрита Леонтия к трём годам заключения в концлагерь в Коми.
По возвращении отец Леонтий был направлен служить в храм в селе Бородино Ивановской области. 5 ноября 1935 года архимандрит снова был арестован и заключён в тюрьму города Иванова. На этот раз его обвиняли в том, что он «входил в состав группы активных церковников и являлся её вдохновителем. Поддерживал связи с юродствующим элементом, втягивал в религиозную деятельность детей школьного и дошкольного возраста путём раздачи последним разного рода подарков».
Священника стали вызывать на очные ставки, спрашивая, согласен ли он с показаниями некоторых свидетельниц. Отец Леонтий на это ответил: «Не отрицаю того факта, что я раздавал детям подарки, заключавшиеся в перьях, карандашах и деньгах на приобретение учебников, но исключительно с той целью, чтобы отвлечь внимание детей от хулиганских действий и только».
15 февраля 1936 года Особое совещание при НКВД СССР приговорило архимандрита Леонтия к трём годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. 22 февраля отец Леонтий с очередным этапом был отправлен в лагерь в Караганду.
О жизни в заключении отец Леонтий рассказывал впоследствии: «Часто нам не давали по целым ночам спать. Только ляжешь — кричат: “Подъём! На улицу строиться!” А на улице холодно и дождь. И начинают мучить: “Лечь! Встать! Лечь! Встать!” А падаешь прямо в лужу, в грязь. Затем скомандуют отбой, придешь в барак, только начнёшь согреваться, а они уже опять кричат: “Подъём! Строиться!” И так идёт до утра. А утром надо идти на тяжёлую работу».
Однажды в пасхальную ночь охранники лагеря потребовали от отца Леонтия, чтобы он отрёкся от Бога. Но он отказался это сделать. Тогда его опустили на верёвке в выгребную яму. Затем подняли и спросили:
— Отрекаешься?
— Христос воскресе! — ответил исповедник.
Они вновь опустили его в яму и снова подняли, а он в ответ им сказал:
— Христос воскресе, ребята!
Изрядно поиздевавшись над священником, его отпустили, так и не сумев добиться слов отречения.
Все тюремные скорби отец Леонтий переносил со смирением и кротостью, и о том времени говорил: «Я в раю был, а не в тюрьме».
В 1938 году закончился срок заключения, и отец Леонтий вернулся в Суздаль. К этому времени большинство храмов было закрыто, служить стало негде, почти все священники были арестованы. В 40-х годах советское правительство внешне изменило свое отношение к церкви, но власти, как и прежде, собирали сведения для ареста священнослужителей. Собирались такие сведения и об архимандрите Леонтии.
Был допрошен один из священников, живший неподалёку. Он показал: «Леонтий говорил, что современное духовенство — шпионы и агенты НКВД, волки в овечьей шкуре».
Архимандрит Леонтий был арестован 2 мая 1950 года сразу после литургии и доставлен во внутреннюю тюрьму МГБ в Иваново. С этого времени допросы продолжались почти без перерыва в течение трёх месяцев.
Вот строки из одного допроса:
«— Вы показали, что являетесь сторонником так называемой истинно православной веры. В чём заключается сущность этой веры?
— Я считаю истинно православным верующим того, кто не отступает от Божьего Писания, предан вере и не искажает церковного богослужения. Тех священников, которые предаются мирским соблазнам, я считаю отступившими от православной веры. Современные священники непристойно ведут себя, грешат, скрывают, что они служители Божьи и не носят в миру духовного одеяния. Богослужение они совершают не ежедневно, а подчас только один-два раза в неделю или по праздникам. Церковные службы сокращают. Всё это я считаю отступлением от веры и большим грехом для любого священнослужителя
— Каким образом вы проповедовали это направление в религии?
— Я не задавался целью проповедовать это направление, лишь сам старался придерживаться истинно православной веры. Это заключалось в том, что я аккуратно и ежедневно совершал богослужение, не сокращал его и призывал прихожан беззаветно верить в Бога».
17 августа 1950 года следствие было закончено, и 25 октября архимандрит Леонтий был приговорён к десяти годам заключения, отправлен в исправительно-трудовой лагерь Иркутской области. В апреле 1955 года был по амнистии освобождён из лагеря. Священнику исполнился 71 год.
Получив от архиерея назначение в село Михайловское, отец Леонтий сразу же отправился на приход, но служивший там священник не пустил его в дом, где жил сам, и архимандриту пришлось поселиться в холодной, без печи избе. Он терпел это со смирением и кротостью: всё получаемое от Господа он принимал как великое благо, были ли это скорби или радости, безразлично.
В Михайловском приход был большой, сёла располагались на расстоянии до десяти километров, и священнику приходилось их обходить пешком. В храме он служил ежедневно, а в промежутках между службами посещал с требами многочисленных прихожан. Для старенького отца Леонтия такие путешествия превращались в подвиг. Но он не только успевал исполнять пастырские обязанности, но и добился разрешения у властей на ремонт храма, что было в то время непросто, а затем и отремонтировал его.
Некоторых раздражала требовательность и бескомпромиссность священника в вопросах веры и благочестия, и они стали посылать архиерею анонимные письма с жалобами на него. Вскоре анонимки стали стали поступать ежемесячно. На каждый донос архимандриту Леонтию надо было давать объяснение. В январе 1960 года отец Леонтий писал в объяснении: «Слава Господу Богу! Жил и живу с собратьями в мире, всем и всеми доволен. Господь им судья! Жалоба не отвечает истине. Я не сержусь ни на кого».
Тем не менее после одного из доносов священника отстранили от служения на целый месяц, после чего архиепископ назначил отца Леонтия в один из дальних и глухих приходов — в село Елховку. Сразу же после его перевода прихожане написали архиепископу: «Просим Вас, да не поможет ли Вам Господь прислать драгоценного любимого светильника нашего Леонтия».
Но вернули отца Леонтия в Михайловское, когда ему было уже около 80-ти лет. Несмотря на физическую немощь, он всех принимал. Людей, ехавших к отцу Леонтию, было так много, что из поезда, делавшего остановку на станции в километре от Михайловского, выходила едва ли не половина всех пассажиров. В итоге власти вообще отменили остановку поезда на этой станции.
Ко всем окружающим отец Леонтий относился с большой внимательностью и милосердием. Однажды мимо его дома проходил мальчик. По виду его было ясно, что он чем-то опечален. Отец Леонтий остановил его, расспросил, и выяснилось, что тот не успел к поезду, чтобы продать собранные им ягоды. Священник спросил:
— А что бы ты хотел, чтобы тебе купила мать на вырученные тобою деньги?
— Мне нужна рубашка, — ответил мальчик.
Отец Леонтий купил у него все ягоды, дав ему столько денег, чтобы их хватило на покупку рубашки.
Сам батюшка жил в крайней бедности. В его келье стояли лишь старая железная кровать, старый стол и несколько табуреток.
7 февраля 1972 года отец Леонтий отслужил свою последнюю литургию. На следующий день он сильно ослабел и, воздевая руки вверх, радостно стал говорить: «К Богу идём, к Богу идём!» 9 февраля его душа отошла ко Господу.

11 февраля
Священномучеников Иоанна Гранитова и Леонтия Клименко пресвитеров, Константина Зверева диакона и с ними 5-ти мучеников (1920).
11 февраля 1920 года протоиерей Николаевской церкви станицы Талгар Верненского уезда Семиреченской области Иоанн Гранитов был арестован большевиками по обвинению «в контрреволюционных выступлениях против советской власти… и в укрывании запасов хлеба». Во время ареста мучители вырвали у священника бороду и перед расстрелом выкололи ему глаза и цепью наперсного креста пилили шею. Во время пыток священник закричал, обращаясь к православным: «Не отрекайтесь от Бога!»
Увидев, сколь жестоким мучениям подвергается пастырь, за него вступился диакон Константин и тут же был изрублен шашками. Останки палачи сложили в мешок и бросили в овраг рядом с кладбищем, где проводились расстрелы.
Протоиерей Иоанн Гранитов был расстрелян в ночь с 11 на 12 февраля 1920 года.

12 февраля
Священномученика Владимира Хрищеновича пресвитера (1933); мученика Стефана Наливайко (1945).
Мученик Стефан родился в 1898 году в селе Константиновка Мелитопольского уезда Херсонской губернии. Большое нравственное влияние на мальчика имела его мать Евфросиния, усилиями которой он получил хорошее церковное воспитание, прекрасно знал Священное Писание и полюбил читать духовные книги.
В феврале 1917 года Степан был мобилизован в действующую армию и направлен на Румынский фронт. В июле 1917 части полка, где служил Степан Наливайко, попали в плен. Русский солдат был заключён в концлагерь «Ламсдорф», откуда бежал в 1918 году. Домой добирался пешком через территорию Германии, Австрию, Венгрию, переправился через российскую границу и дошёл до своего городка Алёшки, где получил документ, что он вернулся из плена.
Степан устроился в храм псаломщиком. Женился, родил дочь. В период пребывания Степана в Москве скончался патриарший архидиакон Константин Розов. На похоронах Степан сказал проникновенное слово о почившем, а затем, обращаясь к народу, прибавил:
— Время сейчас очень трудное, но это время избавления народа от греха, поэтому прошу вас — не забывайте Бога. Крестите детей. Не живите невенчанными. А главное, живите по совести. Настанет время, когда православные христиане воспрянут, Бог этих богоненавистников свергнет.
После этой речи Степан был арестован и отвезён в отделение милиции.
— Как вы относитесь к советской власти? — спросил милиционер.
Степан сказал:
— Я настоящую власть не одобряю, потому что она не признаёт Бога. Но борьба моя не воинским оружием, а словом правды Священного Писания.
После допроса следователь, внимательно прочитав ответы Степана, снова вызвал его и спросил:
— Почему вы считаете, что не существует теперь России?
— Россия была тогда, когда стояли у власти православные, а теперь город Вавилон, то есть город беззакония, — ответил Степан.
26 октября 1923 года Комиссия НКВД приговорила Степана к заключению в Соловецкий концлагерь сроком на три года.
В лагере пришлось нелегко: от цинги у него отнялись ноги. Узнав о тяжёлом положении Степана, его мать отправилась к нему в лагерь на свидание. Сына к ней вынесли на носилках…
Через три года, по окончании срока, представители ОГПУ вызвали Степана и спросили:
— Ну как, вы изменили свои убеждения?
— Нет, не изменил.
— Тогда получите ещё три года ссылки.
Ссылку исповедник отбывал в Казахстане. После чего ему добавили ещё три года. В 1932 году он наконец получил справку об освобождении и уехал на родину.
В его селе уже пять лет как храм был закрыт, священника не было. Односельчане стали просить, чтобы Степан помог им открыть храм. Тот собрал церковную общину из двадцати человек и поехал с бумагами к властям в Херсон, откуда сразу же вернулся со священником. Сам он стал управлять церковным хором.
В 1934 году умер отец Степана; земля, бывшая в его хозяйстве, осталась незасеянной. Степана осудили за это на пять лет заключения. Он написал жалобу, дело пересмотрели, однако преследования не прекратились. К тому времени у семьи отобрали всю скотину, из живности остались только куры, но уплаты налогов требовали как с полного хозяйства — и молоком, и мясом, и шкурами. В апреле 1935 года состоялся суд над неплательщиком. Его приговорили к трём годам лагерей и к двум годам поражения в правах. В тюрьме Степан пробыл до февраля 1937 года, а затем был отправлен этапом во Владивосток.
Тем временем его жена и дочь переехали в Симферополь, и, освободившись, Степан приехал к ним, устроился работать маляром. Молиться он ходил в храм на кладбище. Настоятель, священник Николай Швец, в августе 1940 года попросил его выкрасить в храме крышу. Со временем ему предложили стать регентом хора. Беседуя с верующими, Степан не скрывал своих религиозных взглядов. Так возникло его последнее «дело».
В октябре 1940 года настоятель храма отец Николай пригласил маляра к себе домой якобы в связи с окончанием работ. В гостях у священника был ещё один человек, представившийся его братом откуда-то из Центральной России. Там они выпили чаю, немного поговорили.
Спустя некоторое время, в два часа ночи, в дверь семьи Наливайко постучали. Сотрудники НКВД вошли и предъявили ордер на обыск в квартире и арест Степана.
Дело тянулось не один месяц. Следователи привлекли в качестве свидетеля священника Николая Швеца, который дал показания, что Степан враждебно относится к власти. 7 апреля 1941 года Особое совещание при НКВД СССР приговорило Степана Пименовича к пяти годам заключения в ИТЛ. Перед отправкой в лагерь ему дали свидание с дочерью. И отец рассказал ей, что в гостях у отца Николая тогда был не брат, а начальник следственной части НКВД, и сам отец Николай является сотрудником органов.
Степана Пименовича отправили в лагерь в Норильск. Всю войну писем оттуда не было, и только в начале 1945 года родные получили от него первое письмо: «До окончания моего срока остаётся три месяца. Даст Бог, и нам придётся еще пожить вместе». Больше ни строчки не пришло. Дочь Раиса Степановна послала запрос в управление ГУЛАГа, откуда ей ответили, что Степан Пименович Наливайко умер от голода 12 февраля 1945 года.

14 февраля
Священномученика Николая Мезенцева пресвитера (1938).
15 февраля
Двунадесятый праздник Сретение Господа Нашего Иисуса Христа
16 февраля
Священномученика Иоанна Томилова и с ним трёх пресвитеров, преподобномученика Владимира Загребы и мученика Михаила Агаева (1938).
17 февраля
Священномученика Мефодия, епископа Петропавловского (1921); священномученика Евстафия Сокольского и с ним 19 пресвитеров, преподобномученика Серафима Вавилова, Феодосия Бобкова, преподобномученицы Рафаилы Вишняковой и трёх преподобномучениц, мученика Иоанна Шувалова и с ним четырёх мучеников (1938).
18 февраля
Преподобномученицы Александры Каспаровой, мученика Михаила Амелюшкина (1942).
19 февраля
Священномученика Димитрия Рождественского пресвитера и мученика Анатолия Рождественского (1921); священномучеников Василия Надеждина пресвитера (1930) и Александра Телемакова пресвитера (1938).
20 февраля
Священномученика Александра Талызина пресвитера (1938); священномученика Алексия Троицкого пресвитера (1942).
21 февраля
Священномучеников Симеона Кульгавца, Андрея Добрынина, Сергия Любомудрова и Петра Маркова пресвитеров (1938); священномученика Александра Абиссова пресвитера (1942).
22 февраля
Священномученика Василия Измайлова пресвитера (1930); священномученика Иоанна Фрязинова пресвитера (1938).
23 февраля
Священномучеников Петра Грудинского и Валериана Новицкого пресвитеров (1930).
26 февраля
Священномучеников Василия Триумфова и Гавриила Преображенского пресвитеров (1919); священномученика Сильвестра, архиепископа Омского (1920); священномучеников Зосимы Трубачева и с ним 9 пресвитеров и Евгения Никольского диакона, преподобномучениц Анны Корнеевой, Веры Морозовой и Ирины Хвостовой, мученика Павла Соколова (1938).
27 февраля
Священномученика Онисима, епископа Тульского (1937); священномученика Трифона Родонежского диакона (1938).
28 февраля
Священномучеников Михаила и Иоанна пресвитеров (1930). Священномученика Николая, Алексия, Алексия пресвитеров, Симеона диакона, преподобномученика Павла и преподобномученицы Софии (1938).

Екатерина Терлеева


Поделиться статьёй в социальных сетях и блогах

Комментарии закрыты.