Восьмого ноября на территории Дубынского сельского поселения отмечался престольный праздник. Престольным день называется потому, что по церковному календарю он посвящён памяти того святого, в честь которого был освящён престол храма в том или ином поселении. В Дубынке храм назван в честь великомученика Димитрия Мироточивого (Солунского), этот святой и должен считаться небесным предстателем дубынской земли, а день его памяти – престольным праздником всея Дубынки и окрестностей.
Престольные дни всегда на Руси принято было отмечать с размахом, жители любили эти праздники и устраивали по их поводу концерты и представления, весёлые игры, собирали богатые ярмарки, на которых ради праздника товары продавались по сниженным «ярмарочным» ценам. Но всё это широкое веселье начиналось лишь после службы в церкви, куда на молитву и Причастие сходились все односельчане: приятели и недоброжелатели, небогатые и зажиточные, соседи и малознакомые друг с другом люди. За Причастием из одной Чаши, за целованием Святого Креста забывались распри и ссоры, тяготы и заботы. А после крестного хода (который растягивался обычно не на один десяток метров, так как участвовали в нём целым селом) люди, наполненные радостью, чувством единения и ощущением благодати Божьей, направлялись продолжать праздник, но уже с Господним благословением. И не было недоумения, в чём смысл праздника. «В чём смысл жизни?», не терзались горестным вопросом захмелевшие от весёлых застолий люди. Когда твоя радость светла о Боге, а доброе начинание вершится во славу Божью, начинают находиться ответы и о Промысле, и о смысле.
Но постепенно – где насильно, где добровольно – православные люди утратили истинный смысл служения человека на земле. Господни праздники превратили в будни, крестные ходы – в митинги, святые образа – в портреты правителей и кумиров, даже красный пасхальный цвет окрасили иным значением. За попытку вместе молиться и служить Богу своих же братьев и сестёр расстреливали как врагов народа. Научился беззлобный православный русский народ самостоятельно и азартно разыскивать себе врагов, но не для того, чтобы, по Слову Христову, любить их, а чтобы истребить. Страх и подозрительность, недоверие ко всему доброму и тотальное осуждение стали чертами раскрещенного и болящего душой соотечественника. И даже когда восстали из пепла храмы, зазвонили колокола над бывшими МТМ и зернохранилищами, в которые были превращены святые места, тут и там двинулись реденькие процессии крестных ходов под хоругвями. Реденькие, потому что редко в них кто (даже и до сих пор), кроме малого числа прихожан, вливается-шествует. Я говорю о сельской местности – потушенном светоче православной России-матушки. Чего только ни предпринимают священники, назначенные служить в сельские приходы! Какие огненные проповеди произносят, как подвижнически служат, как по полному чину богослужения совершают… перед десятком-двумя бабушек, женщин и малых чад.
Нет, не только в политике и социальной экономике проблема деревни. Не только из-за финансовых неурядиц бежит из неё молодёжь. «Се, оставляется дом ваш пуст», и пока в храме в престольный праздник хорошо, если десятеро собираются из местных, диагноз любому, кто имеет очи увидеть, ясен.
Слава Богу, сейчас я не о Дубынке. Восьмого числа здесь на богослужении присутствовали и взрослые, и ребятишки. Бабушки-пенсионерки и учителя. Даже глава администрации, Андрей Фриденгольдович Шлегель, человек с немецкими корнями, провёл в храме всю службу, а после неё рассказал мне много познавательного о непростой истории этой по-деревенски уютной церквушки. А вот потомки исконно православного казачьего роду-племени, которых, как говорят, в той местности много, богослужение и (историческое событие!) приезд правящего архиерея проигнорировали. Впрочем, Литургия прошла вдохновенно и молитвенно даже в камерном составе, но всё же, всё же…
Всё же казаков и епископ, и гости праздника в тот день увидели, но не в храме, а на сцене – молоденьких, ряженых. После трапезы в церкви директор Грачёвской средней школы Фомина Елена Владимировна скромно пригласила всех присутствующих на концерт в их деревенский ДК. Деревня Грачи расположена неподалёку, в границах Дубынской сельской администрации, жители Грачей являются прихожанами храма Святителя Димитрия Солунского и соответственно, праздник отмечают как свой.
День был субботний, морозный, сияющий. О том, что на выходных предстоит праздничный концерт, жителям известно было заранее, на дверях дома культуры было вывешено красочное объявление. Почему же настолько негусто был заполнен местными жителями зрительный зал? А зря не пришли грачёвцы! Такое действо, что подготовил деревенский дом культуры совместно с коллективом и учащимися школы, не каждый раз и к приезду губернатора покажут. Как всё мудро, тактично, со вкусом и самозабвением было сделано! Организаторы учли от и до и суть праздника, и подбор репертуара, и костюмы, и даже сладкое угощение — сюрпризом для каждого зрителя.
Самое главное, было заметно, что постарались сделать всё на совесть, то есть – от души. И по блеску слезинок в глазах зрителей я понимала, что люди, сидящие в зале, и люди, стоящие перед ними на открытом пространстве сцены, едины. Возможно, немногие из артистов, поющих на концерте «Господи, помилуй!», воскресным днём придут в храм. Но невозможно забыть о духе любви, веры, благодарности Родине и ближним, сумевшим затронуть нужные струны и сотворить чудо пробуждения русской души. «Вот как может жить Россия – с верой в душе и песней на устах. Даже когда на глазах – слёзы, — думал кто-то из зрителей. — Господи, воскреси деревню и веру в людях!»
Екатерина Терлеева
Благодарим за подготовку прекрасного концерта и хлебосольный приём старосту Дубынского храма Л.Д. Баналист, главу Дубынской администрации А.Ф. Шлегеля, директора Грачёвской СОШ Е.В. Фомину, руководителя ДК О.В. Смиренскую и режиссёра концертной постановки, учителя русского языка и литературы Грачёвской СОШ Л.Ф. Шеленкову.
А к руководству Казанского сельского поселения хотелось бы обратиться с предложением возродить традицию престольного праздника и в селе Казанское, тем более уже имеется опыт проведения массового мероприятия в день Крещения Господня на реке Алабуга. Почти месяц остался до 19 декабря, когда чтится память святителя Николая Чудотворца, в честь которого назван казанский храм. Вот бы было хорошо, если бы многочисленные таланты земли казанской приняли грачёвский почин и порадовали земляков престольным празднеством на всё село!