Календарь



Поиск на сайте

Наши группы в социальных сетях


      

В этот день явился людям Бог

Среда Янв 19, 2022

Так совершается чин великого освящения вод

Крещение или Богоявление?

18 января православные люди хранят строгий пост, ведь на церковном календаре — Богоявленский сочельник. Так называется день накануне двунадесятого праздника Крещения Господня или Богоявления.

Крещением праздник называется из-за того, что Иисус Христос был крещён в этот день святым Иоанном в водах реки Иордан, а Богоявлением — потому как в момент крещения Христова миру явил Себя Бог в виде Святой Троицы. На крещающегося в водах реки Бога-Сына сошёл Бог-Дух Святой в виде голубя и голос Бога-Отца с Неба возгласил всему народу: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Об этом можно прочесть в Евангелии (от Матфея, гл.3, стихи 13-17; от Марка, гл.1, стихи 9-11; от Луки, гл. 3, стихи 21-22; от Иоанна, гл. 1, стихи 29-34).

С этого времени река Иордан прославилась на весь крещёный мир, ведь Сам Господь погрузился в неё, освятив водную стихию и сделав её источником освящения. Бог, вошед в эту воду, соединил Себя не только с человеком, но и со всей материей, всю ее сделал светлой и светоносной, направленной к жизни и радости.

Где и когда освятят воду в нашем районе

Крестный ход из казанского храма на иордань

В Богоявленский сочельник и в самый день Богоявления в храмах и на источниках водных священниками служится чин Великого освящения воды. Например, именно в сочельник Крещения Господня традиционно проводят освящение воды в сельских храмах Казанского района, обычно на реке и озере. В этом году 18 января после Божественной литургии в храме Ильи пророка и крестного хода на реку Ишим в селе Ильинке (где богослужение начнётся в 9 часов), крещенское водоосвящение отец Вадим Овчинников совершит в Афонькинском (в 13.45) и Дубынском (в 15.15) храмах нашего района.

На следующий день, 19 января, в 8.30 в казанском храме Святителя Николая верующие соберутся на праздничную литургию, а затем выйдут крестным ходом на лёд реки Алабуги, где у иордани настоятель и прихожане храма будут молиться о снисхождении Божественной благодати на водное естество. После чего батюшка совершит чин освящения воды в Чирках (в 12.45).

До самого крещенского вечера после освящения водного верующие смогут набирать себе для благоговейного употребления святую воду. При таком благочестивом отношении к святыне она хранится, не портясь, целый год, а случается, и дольше.

Крещение — любимый в русском народе и обычно массовый праздник

Неправославные купания

А вот ставших уже привычными для казанцев крещенских купаний на этот раз на Алабуге похоже, не будет. Как из-за «технических» причин (для организации купели лёд на водоёме очень тонок), так и потому, что священство настоятельно пытается донести до паствы, что подобное моржевание в святой воде — дело… не для православных.

В своей воскресной проповеди 16 января казанский настоятель отец Вадим напомнил, что главное место, куда должен стремиться любой верующий в любимый народом праздник Крещения — это храм, а не речка. И крещенская вода требует уважительного отношения, на то она и названа великой агиасмой (святыней), которая бесов изгоняет, а тела и души исцеляет.

О том же, кстати, уже не первый год предупреждает настоятель Богоявленского собора из соседнего к нам Ишима епископ Евтихий (Курочкин). Он выступает категорически против крещенских купаний и прямо говорит, что купание в освящённой воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне. В доказательство он цитирует дореволюционную «Настольную книгу для священно-церковных служителей» С. В. Булгакова, где сказано: «К освящённой воде христиане с древних времён имеют великое благоговение. Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освящённую воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах».

И далее владыка Евтихий объясняет: «Крещенская вода употребляется и для освящения храмов, алтарей, святой чаши для причастия, святых икон. Над этой водой Богу молятся о «причащающихся (т. е. благоговейно пьющих), кропящихся и мажущихся» святою водою, но не о купающихся в святыне. С. В. Булгаков в своей книге пишет, что купаются в большинстве своем те, кто дни своей жизни проводит в греховных развлечениях, «суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от грехов». Приходилось и мне слышать нередко такое мнение современных купальщиков, что они «словно второй раз крестились и все грехи смыли». Но наш Символ Веры гласит: «Верую во едино (одно) крещение во оставление грехов». И всякий православный человек должен знать, что грех смывается не в крещенской проруби, а в таинстве покаяния. Описав обычай крещенского купания, C. Булгаков заключает: «Само собой разумеется, что подобные обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены».

Не нужно подменять праздники Божии ненужными, пустыми и вводящими в заблуждение мероприятиями, которые могут к тому же расстроить здоровье — не красиво это, не полезно и пагубно для христианской души. «Любящий Меня заповеди Мои соблюдает», — говорит Христос в Евангелии: вот в чём всем нам следует постоянно прилагать усилия и — с особенным усердием — в праздники Божии».

О целительной силе святой воды

Люди спешат запастись благодатью

Великое освящение воды в праздник Богоявления практикуется ещё с апостольских времён. О епископе Рима Александре (жившем во втором веке по Рождестве Христовом) говорится, что он установил «древнее обыкновение освящения воды в Церкви… сказав, что этою водою расторгаются сети чародейства и прогоняются демоны». Первоначальное установление освящать воду святой Климент приписывает апостолу Матфею.

Освящённая вода, писал святитель Димитрий Херсонский, «имеет силы к освящению душ и тел всех пользующихся ею». В житии преподобного Кирилла Белоезерского приводятся чудеса исцеления святой крещенской водой: «Раз привели к нему слепую женщину. Помазав ей глаза святою водою, преподобный спрашивал: «Что ты видишь?» — «Книгу, которую ты держишь… озеро… людей ходящих», — отвечала женщина, и так постепенно возвращалось к ней зрение, пока она совершенно не прозрела».

Крест, который погружает священник в воду, — не серебряный. Освящение вод происходит не по законам естества

Святой Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды. Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой – и неизлечимая болезнь, к изумлению врачей, отошла. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама всё освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освящённой воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освящённое масло, — нет. Преподобный Кукша советовал все новые вещи и продукты освящать святой водой, перед сном окроплять келью (комнату).

Крещенскую воду бережно хранят в святом углу возле икон и употребляют натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением, как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, — говорил затворник Григорий Задонский, — тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».

Иеромонах Серафим (Параманов) в книге «Закон любви» пишет:

«В районах, где нет храмов, верующие люди стремятся хотя бы таким образом, через святую воду, прикоснуться к святыне, не имея возможности принять Святое Причастие. Необходимо также чаще кропить себя святой водой при различных рационально трудно объяснимых греховных влечениях, неожиданных головных болях, непонятных стрессовых состояниях, бессоннице, раздражительности и прочем. Необходимо чаще кропить святой водой и своё жилище. Она имеет благодать прогнания бесовской силы в самых различных формах её проявления. Это хорошо знали и наши предки, к духовному опыту которых нам необходимо постепенно обращаться».

Екатерина Терлеева

 


Поделиться статьёй в социальных сетях и блогах

Комментарии закрыты.