Календарь



Поиск на сайте

Наши группы в социальных сетях


      

Возсиял миру свет Разума

Четверг Янв 6, 2022

Вопросы и ответы о самом светлом зимнем празднике

Почему христиане во всём мире празднуют Рождество?

Праздник Рождества Христова относится к числу двунадесятых (главных в году) православных церковных праздников. Более двух тысяч лет назад на земле воплотился, то есть родился, сам Господь Иисус Христос — Спаситель мира. Через Родившегося на земле Спасителя всё человечество получило великое утешение, отраду и надежду на спасение. А также многие люди по всему миру, искренне уверовавшие во Христа, обрели преображение своих душ и перемену в своей жизни. Это событие настолько решающе повлияло на все человечество, что с момента рождения Господа Иисуса Христа начинается новый счёт времени — летоисчисление от Рождества Христова (так называемая новая эра). Например, в этом году исполняется 2022 года с момента рождения Господа Иисуса Христа.

От чего надо было спасти человечество, что Рождество Спасителя стало таким величайшим событием?

От греха и его последствия, вечной смерти. На первый взгляд, совершившие грехопадение наши праотцы Адам и Ева ничего особенно плохого не сделали: они не крали, не убивали… (См. книгу Бытия, гл. 3.) Но они больше прислушались ко лжи змея, нежели к словам своего Создателя. Этим они отдали приоритет лукавому и определили ценности собственной жизни. Бог знал, что этот выбор не сделает их жизнь счастливой, что это жизнь саморазрушения и постоянного неудовлетворения, это потеря связи с вечной жизнью.

В Евангелии есть история о блудном сыне, который добровольно ушёл из состоятельного дома своего отца. Ему казалось, что там он ограничен, ему захотелось мнимой свободы. Вскоре он прокутил все деньги и вынужден был питаться вместе со свиньями; это то, чего он достиг, мечтая о свободе вне отчего дома. А отец каждый день выходил на дорогу, надеясь на возвращение блудного сына…

Бог всё предпринял, чтобы сделать возможным возвращение Своих дочерей и сыновей. Бог послал в мир Спасителя, Который заплатил за нашу вину, чтоб мы могли стать полноценными детьми Божьей семьи. О том Спасителе на протяжении многих веков говорили Божьи пророки, записав в деталях, как Он придёт в наш мир («Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7, 14), каков Его характер, каким образом Он принесёт избавление. Это была весть утешения и надежды, луч света в самые тёмные времена истории человечества.

Где можно прочесть о Рождестве?

Во-первых, в Библии. Библия – это Слово Самого Бога к человечеству, переданное через избранных Им людей: пророков и апостолов. В Библии записаны откровения Бога о Себе, Вселенной, нашей планете, её проблемах и будущем.

В своей первой части, Ветхом Завете, Библия предсказывает появление Спасителя мира. Во второй части, Новом Завете, мы находим исторические записи о явлении нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, Его рождении, учении, Распятии и Воскресении. Здесь зафиксированы факты проявления Его божественной силы через исцеления, проявления власти над силами демонов и природными катаклизмами. Христос – это ожидаемый древними народами Мессия, что означает Спаситель.

Где в Библии предсказано о рождении Спасителя?

Пророк Исаия пророчествовал о Младенце: «Ибо младенец родился нам; Сын дан нам» (Исаия 9:6). Пророк Михей назвал место Его рождения: «И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Михея 5:2). Исаия в 53-ей и 6-ой главах писал о том, что Спаситель будет благовествовать, то есть проповедовать о Царствии Бога, нести мучения за грехи рода людского, ранами Его люди будут исцелены, наказание, которое мир должен нести, ляжет на Него. Он дарит всем пленникам сатаны свободу и новую жизнь, где больше не будет страдания и смерти.

Когда было установлено празднование Рождества?

Праздник Рождества Христова в Церкви празднуется приблизительно с IV века. До этого рождественские события воспоминались вместе с праздником Богоявления. Но впоследствии христиане пришли к пониманию, что и пришествие Бога в мир также достойно того, чтобы отдельно отмечать это событие.

Точная дата рождения Христа неизвестна. По некоторым сведениям, выбор даты праздника Рождества Христова промыслительно пал на день зимнего солнцестояния (которое тогда приходилось на 25 декабря). Язычники совершали в этот день празднество в честь солнца. Но для христиан Солнцем Правды является Христос, поэтому весьма логично было установить празднование Рождества Христова именно на эту дату.

Как следует правильно подготовиться к встрече и встретить Рождество?

Ожидание праздника Рождества начинается с сорокадневного Рождественского поста, который подготавливает и тело, и дух к самому событию. Подобно волхвам, которые, чтобы увидеть Богомладенца, проделали долгий путь в Вифлеем, неся Ему свои дары, христиане, совершая пост, проделывают духовный путь к Богу. В эти дни христиане чаще читают Священное Писание, духовную литературу христианской направленности, обращаются к Богу с верой в молитве. Они должны особое внимание уделить своей душе, мыслям и чувствам. Также следует соблюдать телесный пост, воздерживаться от пищи животного происхождения. Но прежде всего, стараться меньше пустословить, злиться, обижаться и осуждать других людей. Только так с Божией помощью можно по-настоящему очистить свою душу от многих зол и греховных страстей и приготовиться к встрече Рождества Христова. Ведь само это торжество подразумевает чистоту души и святость.

Предпразднство Рождества Христова длится пять дней, и в это время вспоминается вся спасительная история человечества. И чем ближе к Рождеству, тем сильнее внутреннее напряжение, которое достигает кульминации в навечерие Рождества Христова, или Сочельник, день сугубого поста, когда на службе читаются особые, царские часы.

В навечерие Рождества в храмах звучат удивительно поэтические слова: «Небом мне показалась сегодня земля: ибо на ней рождается Творец, и в яслях возлегает в Вифлееме Иудейском». А вертеп (пещера), в котором родился Богомладенец, называют «вертеп, вместивший невместимого». «В начале сотворил Бог небо и землю…» — слышим мы на службе. И дальше перед нами проходит вся история человечества, и вся она устремлена к главному событию — Рождеству Спасителя. И как апогей, последним, читается гимн пророка Исайи «Яко с нами Бог». Отныне мы в этом мире не одиноки, потому что с нами Бог.

Так что на Рождество Христово, конечно, в первую очередь православному христианину нужно идти в храм, чтобы участвовать в рождественских богослужениях.

Почему одним из символов Рождества является Вифлеемская звезда?

Человечеству было дано такое знамение о приходе Спасителя — звезда. Вероятно, это была так называемая «сверхновая» звезда, о которой сообщали в те годы китайские астрономы. А в народе живёт традиция называть Вифлеемской звезду, которая появляется на небе в ночь перед Рождеством. Именно звезда вела волхвов к пещере Рождества Христова. Поэтому православные соблюдают давнюю традицию заканчивать Рождественский пост после появления на небе первой звезды.

Для тех же, кто идёт на праздничное ночное богослужение, согласно Уставу разговление разрешается лишь после окончания Божественной литургии. Здесь уже каждый по своим силам, своему здоровью должен смотреть, сможет ли он не вкушать пищу до позднего вечера. Всё-таки Устав предупреждает о вкушении съестного лишь по окончании Божественной литургии.

Какие ещё существуют православные традиции встречи Рождества?

Отец Сергий (Булгаков) в своей «Настольной книге для священноцерковно-служителей» (1892 г.) упоминает русскую традицию в Рождественский сочельник украшать стол соломой — в память о яслях, куда положили Богомладенца, и ставить на стол сочиво и взвар. Само слово «сочельник» происходит от названия блюда, которое готовится в этот вечер, сочива. Сочиво представляет собой сваренные на сахаре или меду зёрна пшеницы или рис с изюмом. Взваром называют густой компот из сухофруктов. Сочиво и взвар выражают соответственно символику жизни (взвар обычно варили при рождении ребенка) и смерти (сочиво, называемое уже кутьей, подавалось на похоронах). И перед началом трапезы было принято зажигать лампаду или свечу и обязательно молиться.

Традиция дарить рождественские подарки восходит к тем дарам, которые волхвы с Востока принесли Богомладенцу. Они преподнесли Ему золото — как Царю царей, ладан — как Богу, и смирну (благовонную мазь, используемую на Востоке при погребении) — как человеку смертному. На Руси также издавна была сильна традиция рождественской благотворительности, сейчас она возрождается.

Почему на Рождество украшают ёлку?

В VIII веке святой Вонифатий читал язычникам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что почитаемый ими священным дуб не является неприкосновенным деревом, святой срубил один из дубов священной рощи. Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все деревья кроме молодой ели. Святой Вонифатий при этом воскликнул: «Да будет это дерево деревом Христа!»

В 1419 году во Фрейбурге пекари нарядили ёлку вкусными украшениями, которые дети могли снимать и есть в Рождественскую ночь. С тех пор ель стала непременным атрибутом Рождества Христова. В XVIII столетии традиция перекочевала в Россию, где император Пётр Великий распорядился украшать елями или их ветками дома и общественные места в дни рождественских праздников.

Появились и богословские обоснования старой традиции. Вечнозелёная ель символизирует райское древо жизни, потерянное в грехопадении Адама и Евы и возвращённое людям пришествием Спасителя. Украшение сухих ветвей ёлок светильниками и сладостями поучительно показывает, что наша природа, бесплодная и безжизненная ветвь, только во Иисусе Христе — Источнике жизни, света и радости — может принести духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5,22-23).

Откуда появились рождественские персонажи Санта Клаус и Дед Мороз?

Реальный прототип сказочного пузатого старика Санта Клауса святитель Николай Чудотворец выглядел совсем не так. Он был весьма аскетичен и посвятил жизнь служению Богу, хотя детей тоже очень любил.

Святитель Николай родился в Малой Азии в III веке от Рождества Христова и застал ещё эпоху последних крупных гонений на Церковь от императора Диоклетиана. Он был епископом в городе Миры в Ликии (современная Анталья в Турции).

До рукоположения Николай был достаточно зажиточным человеком, а перед принятием сана всё своё имущество он раздарил бедным, в основном детям-сиротам. Впоследствии он также много помогал сиротам и неимущим, тайно по ночам раздавая пожертвования. Однажды таким образом он спас от бесчестья трёх дочерей небогатого человека, закинув в окно их дома три мешочка с деньгами — чтобы у них появилось приданое и они могли достойно выйти замуж.

Позже на основе этих рассказов в Европе широко распространилось поверье о том, что святитель ежегодно тайно навещает детей, раздавая подарки. Со временем образ святого Николая в европейской культуре всё более фольклоризировался и «переселился» с юга Турции в Лапландию. Кроме того, Санта начал раздавать подарки не в день памяти Святого Николая (19 декабря по новому стилю), а позже — в ночь Рождества Христова.

К середине XIX столетия Санта Клаус в США, трудами местного учителя воскресной школы и одного известного карикатуриста, приобрёл оленей и свиту из эльфов, короткую красную шубу, солидное брюшко, красный нос и остроконечный колпак с помпоном, окончательно утратив связь со святым прообразом.

В России, в отличие от Запада, вообще было не принято отождествлять образ святителя и чудотворца Николая с Сантой. В русской культуре святитель навсегда остался в границах Церкви, где ему молились и благоговейно почитали.

Преподобный старец Варсонофий Оптинский советовал: «Мы должны ожидать подарков от Господа, особенно в двунадесятые праздники». От святителя Николая ожидают подарков те, кто ему молится и старается в своей жизни подражать святителю.

Поэтому в нашей стране ещё до революции, чтобы неблагоговейно не смешивать сказочных зимних персонажей с реальным святым Николаем, образ дарителя нашли в русской дохристианской культуре, позаимствовав из неё Деда Трескуна — устрашающего хозяина зимней стужи. Правда, обновлённый Дед Мороз выступил добрым персонажем. Седой и величественный старец приходил к рождественской ёлке в длиннополой шубе, боярской шапке и рукавицах, с посохом в руках и мешком подарков за спиной.

После революции, как и многие другие атрибуты семейного рождественского праздника, образ Деда Мороза был перенесён большевиками с Рождества на Новый год. Это было сделано, чтобы оставить народу традицию привычного зимнего праздника, заменив его содержание на светское и выхолостив из него глубокий религиозный смысл.

Благодаря этому Дед Мороз стал прочно ассоциироваться именно с Новым годом. Так повелось до сих пор. А в день Рождества Христова, после богослужения, православные в России сами дарят друг другу подарки, обходясь без сказочных героев.

Что такое Святки?

Дни после Рождества Христова и до Крещенского сочельника называются Святками, то есть святыми днями, потому что они посвящены великим событиям Рождества Христова. На Святки отменяется пост по средам и пятницам. В традициях Святок ходить по домам, делиться радостью, которая переполняет людей, и христославить, то есть исполнять специальные песнопения, посвящённые Христу. Но часто люди путают «христославление» с так называемой колядой. Колядою, по свидетельству историка Н. Карамзина, в языческой Руси называли бога пиршеств и мира. У Н.В. Гоголя «В вечерах на хуторе близ Диканьки» очень ярко описаны гадания, переодевания, колядки, призывания нечисти. И в объяснение такому странному искажению очень светлого явления — Святок — можно привести слова святых отцов, которые говорили, что там, где больше благочестия, там вокруг и больше нечисти. А святые отцы всегда призывали воздерживаться даже просто от «разнузданного веселья».

В народе сочельник и Святки связываются с нечистой силой, гаданиями и прочим. Как это относится к христианской вере?

Согласно церковным канонам гадания, колдовство, волшебство являются тягчайшим грехом. Ещё в Ветхом Завете этот грех был запрещён, в Новом Завете он также запрещён. Святыми отцами положено серьезное наказание – отлучение от Церкви на годы для тех, кто занимается колдовством. Если человек этим занимается и не прекращает этого, то, по церковным канонам, он может быть отлучён от Церкви. Мы должны понимать, что всякое колдовство, волшебство – это дело дьявольское. Человек, принимая святое крещение, даёт крещальный обет – отрекается от сатаны, сочетается Христу. Отрекаясь от сатаны, мы в том числе отрекаемся и от какой бы то ни было возможности заниматься магией, колдовством и чем-то подобным, ибо эти дела являются богопротивными. Это прямое общение с дьяволом, для православного христианина это абсолютно недопустимо.

К сожалению, и сейчас некоторыми людьми совершаются так называемые святочные гадания. Надо понимать, что это не просто не церковная, но антицерковная традиция, она строго воспрещается Церковью. Заниматься этим православному христианину категорически нельзя. Если кто-то этим занимался, обязательно нужно покаяться на исповеди и примириться с Церковью после такого тяжкого греха, который ведёт человека к отпадению от Церкви.

Каким образом человек верующий может в свою семью привнести радость рождественской вести?

Нужно самим уразуметь, что Рождество Христово — это явление в наш мир Божественной любви. Можно по-разному проявлять свою любовь, а высшее её проявление в том, что Бог Отец посылает в наш мир Сына Своего Единородного, чтобы никто не погиб, но имел жизнь вечную. Отныне человек не одинок в этом мире, и поэтому Рождество Христово — это радость всего человечества, это праздник нашей надежды и любви. И ещё это повод объединения всей семьи вокруг общей радости, вокруг праздника. Ведь в обыденной жизни бывает трудно ощутить любовь, нас многое от неё отвлекает, а в эти Рождественские дни может произойти обновление чувств, человеческих отношений, и, одухотворённые любовью, они приобретают новую силу.

Если члены семьи в какой-то степени проявляют интерес к вере и Церкви, можно пригласить их поприсутствовать на праздничном богослужении или хотя бы на его части. Но насильно никого не надо заставлять что-то делать, потому что Господь даровал нам свободу. Свобода человека является одной из черт образа Божия, поэтому, если человек не хочет приобщаться к вере православной, не хочет праздновать Рождество Христово, не надо пытаться его к этому приобщать. Лучше горячо молиться об этом человеке. Если будет на то воля свыше, со временем ему придёт от Господа вразумление.

Праздник Рождества Христова должно продолжить пышное застолье с разговлением?

По церковному Уставу после Божественной литургии в сам праздник Рождества Христова Рождественский пост заканчивается. По окончании Божественной литургии полагается трапеза, на которой разрешается вкушение всех яств. Но, как всегда, православный христианин должен соблюдать умеренность в еде, не переедать и ни в коем случае не предаваться избыточному употреблению алкогольных напитков. Мы должны, подкрепляясь телесно, вместе с тем и духовно продолжать праздновать Рождество Христово.

Полнее всего соединяет со Христом Причастие Его Святых Тела и Крови. Христос для того и пришёл на землю, для того воплотился, родился от Девы Марии, чтобы нам дать возможность соединиться с Собой.

Поэтому самое главное для православного христианина – это регулярно причащаться Святых Христовых Таин, перед этим очищая себя в таинстве Покаяния. Это имеет силу и для дней Рождества Христова, и для всякого другого времени.

По материалам православных ресурсов подготовила Екатерина Терлеева


Поделиться статьёй в социальных сетях и блогах

Комментарии закрыты.